Серебряный век русской культуры

Исторические условия развития культуры. Русско-японская и первая мировая войны, три революции, реформы Витте, Столыпина, появление общероссийского представительного органа – Думы,  образование политических партий, гражданская война – даже простое перечисление самых основных исторических событий показывает  насколько напряженными, противоречивыми и судьбоносными для России были конец  XIX – первая четверть XX века, «серебряный век»[1] русской культуры.

Россия переживает время ускоренного развития, из аграрной превращается в крупную капиталистическую державу. Предпринятые Витте и Столыпиным реформы, при всей их  неоднозначности, к 1913 г. вывели Россию на 4–5 место в мире по  объему производства. В тоже время, по многим показателям, в частности, по уровню производства на  душу населения наша страна отставала от передовых капиталистических стран.

Капитализация способствует бурному развитию городской культуры.  Прирост жителей городов почти вдвое обгонял общий рост населения. Впервые  появляются города, где проживало более миллиона человек (в Петербурге – свыше 2 млн., почти столько же в Москве). Крупными центрами становятся Минск, Баку, Одесса, Ташкент, Рига, Томск.

На глазах одного поколения меняется облик городов. Появляются благоустроенные кварталы с водопроводом,  канализацией, телефонами,   хорошим уличным освещением. К услугам горожан городской транспорт, конка и электрический трамвай.  В начале века обсуждался вопрос о создании  в Москве метрополитена. Вызывали восхищение и удивление  пестрая реклама, богатые особняки купцов и заводчиков, эффектные магазины,  здания театров, музеев, библиотек, музыкальных залов.

Приметой  времени становится кинематограф.  0н  появляется  с весны  1896 г. По наблюдениям А.С. Серафимович, это «чудо» овладело умами и сердцами многих  и  многих россиян: «Пройдитесь вечером по  улицам  столиц, больших губернских городов,  уездных городишек, больших сел и посадов,  и везде на улицах с одинаково мерцающими керосиновыми фонарями вы встретите одно и то же: вход, освещенный фонариками, и у входа толпу, ждущих очереди –  кинематограф».

Сначала в кинотеатрах («биоскопы»и «иллюзионы») демонстрировались иностранные фильмы. Собственное производство в России воз­никло в 1907–1908 гг. (фирмы А. Дранкова и А. Ханжонкова). В 1908 г. появляется первая русская игровая картина «Стенька Разин». В 1914 г. в стране уже действовало около 30 отечественных фирм, отснявших свыше 300 картин. В 1916 г. насчитывалось около 4 тыс. кинотеатров, куда ежедневно приходили  около 2 млн. зрителей.

Изменяется образ жизни средних слоев и рабочих. Расширяются рабочие  кварталы, как правило, они были скученными, угрюмыми с рядами краснокирпичных казарм–общежитий. После революции, по инициативе П.А. Столыпина, «рабочий вопрос» неоднократно становился предметом обсуждений в Думе. Не смотря на сильное  противодействие,  удалось  ввести  рабочее страхование, была повышена заработная плата. Из высококвалифицированных рабочих формируется новый слой  «рабочей аристократии». Из фабричных казарм семьи стали переселяться в квартиры. Были  разрешены  профсоюзы и  рабочая  печать.

Буржуазные  отношения вторгаются в привычный уклад русской деревни,  появляются фермерские хозяйства. Хотя, аграрный сектор очень трудно поддавался капитализации. Бедность и  «темность» совершенно не позволяли улучшить технический уровень  хозяйств.  Сельскохозяйственную  технику (ее в основном завозили) могли купить только помещики и зажиточные хозяева,  которые составляли меньшинство сельских производителей. Абсолютное большинство крестьян работали традиционно – по старинке.

На фоне общего подъема отсутствие или слишком медленные изменения в социально-политической сфере вызывали всеобщее недовольство. Потребовалась революция, чтобы взяться, как уже говорилось, за решение «рабочего вопроса», помочь крестьянам, отменить выкупные платежи, установить элементарные демократические права и свободы. Раскол в общественном сознании достигает критической отметки.

Мало симпатий вызывала царская  власть и, кажется, уже не устраивала никого, кроме самой власти. На  ее счету  неудачи в русско-японской и первой мировой войнах,  расстрел  мирной демонстрации  9  мая  1905  г., яростное про­тивостояние реформам, Г. Распутин, неграмотный крестьянин, который смещал и назначал министров, беззастенчиво и уверенно вмешивался в политику.

Не смотря на цензуру, в начале века была дана недвусмысленная оценка самодержавию (Бальмонт, «Наш царь», 1907):

 

Наш царь – Мукден, наш царь – Цусима,

Наш царь – кровавое пятно,

Зловонье пороха и дыма,

В котором разуму темно.

Наш царь – убожество слепое,

Тюрьма и кнут, подсуд, расстрел,

 Царь-висельник, тем низкий вдвое,

Что обещал, но дать не смел.

Он трус, он чувствует с запинкой,

Но будет, – час расплаты ждет.

Кто начал царствовать – Ходынкой,

Тот кончит – встав на эшафот.

 

На  стороне самодержавной власти была мощная  сила  – церковь. В  1905 г.  в  России действовало около 50  тысяч  православных церквей, 267 мужских и 206 женских монастырей и общин. Общая численность  духовенства  (белого  и  черного) приближалась  к  130 тысячам.  Православная паства составляла 69,5% населения империи. Официально церковь настаивает на возвращении к «вере отцов», жестко стоит на позиции сохранения старых традиций. В начале века очевиден кризис в самой церковной организации. В 1905  г. оформляется   движение,  получившее название  «Союз  ревнителей церковного обновления».

Революция 1905–1907 гг. представлялась закономерным результатом бездействия власти. Она мыслилась не иначе как борьба за общедемократические свободы. В тоже время, первая русская революция для многих стала «холодным душем». После нее часть интеллигенции или отходит от политики, или отстаивает только реформы, категорически отвергая революционный путь развития, который, судя по всему, совсем  не решает проблем, а только усугубляет их бессмысленным кровопролитием.

Однако идея революции не умерла. Социал-демократы, в особенности большевики, по-прежнему, считали ее панацеей от всех бед. Своими методами они избрали до боли знакомые российские традиции: правовой   нигилизм (для достижения цели можно пренебречь всякими законами), подавление личности (никакой демократии, строгое иерархическое подчинение, закрытые организации по принципу – «кто не с нами, тот против нас»), перераспределение, дележ – как основа справедливости. Эти  лозунги не могли не найти поддержку в народе. Закономерно, что основой пополнения партийных рядов становятся люди из низов.

Большей части народной массы перемены нужны были в принципе, потому что в жизни простого народа мало что менялось, приходилось постоянно искать свою  правду.  В 1905–1907 гг. было сожжено около 16  тысяч  (одна шестая) помещичьих усадеб.  Начало века было ознаменовано все усиливающимися рабочими выступлениями.

Раскол в обществе, ощущение близких потрясений с одной стороны, демократизация и, в связи с этим, стремительный взлет науки, художественного творчества – с другой, определили противоречивый  характер развития культуры в конце ХIХ–ХХ века.

Исключительно важно, что в это время происходит интеграция русской культуры и западноевропейской.  Возможность исполнения наказа Великого  Петра: «Догнать и перегнать» перестает быть «светом в конце тоннеля» и обретает реальные черты. Одновременно культура  Запада, конечно, как образец для подражания,  все больше теряет свою привлекательность.

Образование. В начале века продолжается количественный рост образовательных учреждений и числа учащихся в них. В начальных школах министерства народного просвещения училось в 1900 г. 2593 тыс. человек, в 1914 г. – 15942. В ведении того же министерства в 1896 г. насчитывалось 898 средних учебных заведений (гимназий), к 1915 г. их число выросло до  1798. В 1894 г работало 13146 земских начальных училищ, через десять лет – 20720, а спустя еще десятилетие – 28200.  

Однако этот рост совсем не соответствовал реальным потребностям. Хотя П.А. Столыпину удалось за годы своей деятельности  удвоить  отчисления на нужды народного образования,  для  громадной России это была капля в море и, меньше всего, конечно, досталось крестьянству. К  началу  первой мировой  войны из 22%  детей  школьного  возраста обучаться могли только 4,7%. Причина проста – в разных районах на 3–5 тысяч жителей приходилась одна начальная школа.

Поэтому главной проблемой остается расширение сети общеобразовательных учреждений. Земства предлагали законодательно  закрепить необходимость всеобщего начального образования, что вызвало бурю возмущения в определенных кругах. «Мы хорошо знаем, – говорит вологодский епископ Никон, – что народ еще не просит такого всеобщего обучения, что самая идея этого обучения во многом еще преждевременна».

В начале века впервые обратили внимание на качество даваемого в России образования. В сельских районах были распространены церковно-приходские и земские школы. Церковно-приходские школы были однокласными  (с  двухлетним сроком обучения) или двухкласными (с четырех летним сроком обучения), в которых в свободное от изучения «Закона Божьего» время давались элементарные знания по чтению, письму,  арифметике,  в двухклассных – добавлялись сведения по церковной и русской истории. Но, чаще всего в деревнях встречались школы грамотности, где дьячок  или дьяконица передавали как умели собственные более  чем скудные знания.

В отличие от сельских регионов, в городах было гораздо больше  возможностей  в  плане  образования:   гимназии, прогимназии,  реальные училища, университеты и высшие учебные заведения, готовящие самых разных специалистов. Однако,  редко кто, вспоминая годы ученичества, благодарит родные пенаты за выучку. В абсолютном большинстве учебных заведений господствовали строгие полицейские порядки.

Константин Сергеевич Станиславский – великий актер и режиссер, один  из создателей Художественного театра, уверяет, что «в смысле науки я ничего  не вынес из гимназии». Самые «яркие» воспоминания школьных  лет  – учителя  иностранцы, которые  «водворяли  свои порядки, нередко идущие вразрез с природой русского человека»; холодный  карцер за малейшую провинность  с  крысами, которых, по слухам «там нарочно разводили, вероятно, с педагогической целью, чтобы наказание было действеннее»; непосильная зубрежка, которая окончательно  разрушала память любого молодого человека.

В  высших учебных заведениях (к 1914 г. в России было 10 университетов и 105 вузов) обязательным минимумом стал  ка­зенный учебник. Знакомство с подлинниками не требовалось. Видимо, учиться было не очень интересно и не очень сложно. Отмеченные талантом студенты, как правило, учились на нескольких факультетах.

Разумеется, что в России были и прекрасные учебные заведения и талантливые педагоги, и все же общая картина была негативной. Наверное поэтому, очень  модными среди молодежи становятся, так называемые, кружки  самообразования, как в средних, так и в высших  учебных заведениях.

Интеллигенция активно взялась за ликвидацию безграмотности в  рабочей среде. В городах и провинциях появляются общества грамотности, народные университеты,  рабочие просветительские общества, существовавшие за счет частных пожертвований.

Самым крупным был народный университет А.Л. Шанявского в  Москве, (открыт в 1908 г.).  Его называли «вольным университетом». Все формальности свели к минимуму: выпускникам университет не давал никаких служебных прав, от поступавших не требовали документов об образовании, а от преподавателей – ученых степеней.  Все строилось на взаимном интересе.  Для слушателей были созданы благоприятные условия для обучения – хорошо оборудованные лаборатории и кабинеты,  отборный  преподавательский  состав. Здесь работали: физик П.Н. Лебедев, геохимик В.И. Вернадский,  технолог  С.А. Чаплыгин,  химик Н.Д. Зеленский,  историк Ю.В. Готье,  юрист М.Н. Гернет, педагог, психолог и историк философии П.Т. Блонский.  В первый же год было набрано 975 слушателей.

Наука. Научные достижения второй половины XIX в.,  а особенно конца XIX – на­чала XX в.  сломали устоявшиеся стереотипы, заставили Россию двигаться по ускоренному пути модернизации. Русские ученые совершили открытия величайшей важности в области естествознания и точных наук.

«Некоронованным королем мировой физиологии» назвал американский ученый Кеннон И.П. Павлова. Русского исследователя интересовали проблемы физиологии кровообращения, пищеварения и мозга. Лаборатория Ивана Петровича стала мировым центром исследований законов высшей нервной деятельности человека.

Международное признание получили биологи И.И. Мечников, создатель теории происхождения многоклеточных организмов  и  К.А. Тимирязев, определивший пути будущих изысканий в физиологии и генетике растительного мира. В силу человеческого разума, в возможность изменения человеком «богом  данного» мира  верил  и  И.В. Мичурин.   Его  опыты   по скрещиванию  растений оказались весьма важными для практики земледелия. В России гибриды Мичурина называли «незаконнорожденными». Но их сразу оценили за границей.  В 1898 г.  на Всеканадском  съезде фермеры лучшим сортом вишен назвали «Плодородную Мичурина». Именно этот сорт единственный выдержал суровую зиму.

Весьма впечатляют российские технические достижения начала века. Золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. получил А.С. Попов за создание первого в мире радиоприемника. Появляется отечественная авиация благодаря таким ученым как И.Е. Жуковский и  И.И. Сикорский. Зачинателем русского подводного флота явился профессор Военно-Морской академии И.Г. Бубнов, создатель подводной лодки «Дельфин».

Целеустремленно обдумывал возможность полетов в мировое пространство калужский учитель, уроженец Рязанской губернии К.Э. Циолковский. Ему безраздельно принадлежит пальма первенства в разработке теории движения ракет и реактивных приборов. Он даже полагал, что человека можно прообразовать в «лучистую форму», создать некие автотрофные  существа,  способные  непосредственно питаться энергией звезд и заселить космос.

Идеи единства, целостности мира привлекали В.И. Вернадского,  создателя  теории  ноосферы,  основателя  новой научной дисциплины – биогеохимии. Все живое и не живое на земле и в космо­се, по его мнению, взаимосвязано. Мир он рассматривал как коэволюцию (совместное развитие) биосферы и человека. 

В начале века уже ни один международный форум не обходился без русских  ученых. В.В. Марковникову (за заслуги в развитии нефтяной  промышленности), И.П. Павлову (за труды по изучению процессов  пищеварения), И.И. Мечникову (вместе с немецким исследователем П. Эрлихом за исследование проблем иммунологии и инфекционных заболеваний) были присуждены Нобелевские премии.

Основные тенденции в литературе и искусстве. В конце  XIX – начале  XX  в. неузнаваемо изменилась русская художественная  культура.  Молодой писатель Скиталец (С.Г. Петров) писал о начале 90-х  го­дов: «...отовсюду как бы выпирало молодую русскую талантливость, все  расцветало: сцена – с Художественным театром, Комиссаржевской, Шаляпиным и Собиновым; живопись – с Васнецовым,  Врубелем, Малявиным; музыка  – с  Рахманиновым, Скрябиным и Глазуновым; литература – с Горьким, Андреевым, Буниным. В  воздухе веяло обновлением,  и, казалось,   вся   Россия пробуждалась, грезила какими-то сказочными, радужными снами».

Перемены захватили все области художественного творчества, где как и в обществе шла непримиримая борьба между различными течениями и направлениями. Даже по количеству в России никогда не было столько поэтов, писателей, художников, архитекторов, скульпторов. Одни оставались приверженцами реалистических тенденций, другие предпочитали смелые эксперименты, создавали модернистские и авангардистские группы и объединения. Однако,  нужно помнить, что многие проекты в развитии и распространении русской культуры оказались бы  неосуществимыми  без помощи  русских промышленников-меценатов  – С.И .Мамонтова, С.Т. Мо­розова, П.М. Третьякова, П.И. Щукина и многих других.

  Литература. В начале века именно литература стала «законодательницей мод». Не случайно, термин «серебряный век» изначально относился только к литературе. Хотя в это время в России было немало  продолжателей  традиций критического реализма, которые считали возможным прийти к  новому миропорядку,  изменению  положения человека в обществе с  помощью правдивого обличения. В 1899 г.  выходит третий и последний большой роман Л.Н. Толсто­го «Воскресенье», хорошо известны его рассказы «Отец Сергий», «После бала»; рассказы и очерки А.П. Чехова – «Остров Сахалин», «Палата Номер 6», «Человек в футляре». «Огромное вы делаете дело вашими маленькими рассказиками – возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни – черт бы ее побрал» – писал Горький Чехову.

О  деревне  убогой и грубой писал И.А Бунин («На край  света», «Деревня»); В.Г. Короленко о еврейском погроме в Кишиневе («Дом»), о методах усмирения  крестьянского  движения,  вакханалии смертных казней после революции в  документально-публицистических очерках «Сорочинская трагедия», «Бытовое явление». В  этих  и очень многих других произведениях  звучал громкий протест против существующих порядков, не только унижающих,  но и уничтожающих человека как личность.

Реалистические  тенденции  проявились  не  только  в обличении. Лучшие  российские семейные традиции,  как образец  для подражания, не говоря уж о прекрасной русской природе, были излюбленными   темами  русских литераторов.   Первая  же   книга М.М. Пришвина  «В краю не пуганных  птиц.  Очерки  Выговского края» принесла  автору признание и как писателя и как  ученого. Пришвина избрали в действительные члены Российского  Географического общества.

Одновременно с реализмом в русской литературе начала ХХ в. распространяются  модернистские направления. Их рождение сопровождается эпатажем и скандалом. Светская публика пережила настоящий шок при появлении в 1894 г. однострочного стихотворения Брюсова: «0 закрой свои  бледные ноги». И. Бунин вспоминает Емельяна Кохановского, который «...первый поразил Москву: выпустил в один прекрасный день книгу своих стихов, посвященных самому себе  и Клеопатре, – так на ней и было напечатано: «Посвящается Мне и египетской царице Клеопатре», – а затем самолично  появился  на Тверском  бульваре:  в подштанниках,  в  бурке  и  папахе,  в черных очках и  с  длинными собачьими когтями,  привязанными  к  пальцам правой руки. Конечно, его сейчас же убрали с бульвара,  увели в полицию,  но все равно: дело было сделано, слава первого русского символиста  прогремела по  всей Москве».     

Первую волну модернистов называли символистами. Их идеологами признаны Д. Мережковский и К. Бальмонт. В  1880–90-е  годы немало появилось  произведений,  поющих  гимны смерти и мраку,  где физически ощущается  одиночество, отчужденность, бессилие человеческого разума и морали перед зовом плоти и инстинкта, поэтому символистов называли еще и декадентами[2].

«Мы – пленные звери,

Голосим, как умеем.

Глухо заперты двери,

Мы открыть их не смеем – пишет  Ф. Сологуб. 

Символисты, по их же признанию отрицали старое, при чем,  ради того нового, что нарождается в обществе. Поэтому в творчестве декадентов также воспевается любовь, радости жизни, надежды на будущее. Не случайно,  лозунгом счастья стала знаменитая начальная строка из стихотворения  Бальмонта: «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце».  Творчество символистов – это попытка открыть новые высшие ценности, передать их с  помощью символов,  особого рода ассоциаций. Это глубокая вера в то,  что именно искусство способно обновить мировоззрение, саму жизнь людей.

В начале 1910-х годов сформировался русский авангардПоявляется множество новых объединений – акмеизм, аполлонизм, кларизм, футуризм, эгофутуризм, кубофутуризм, «Центрифуга». Основной целью этих групп и объединений стало преодоление классической  традиции, раздались призывы «сбросить Пушкина с корабля современности». Талантливый поэт Игорь Северянин, основатель эгофутуризма, создавал «поэзы дурного вкуса», на концертах он распевал их на несложные мотивы:

Я – гений, Игорь Северянин

Своим величьем упоен!

Я повсеместно обэкранен,

Я повсеместно утвержден.

Русская литература начала века в полной мере отразила «мятежную современность», надежду и отчаяние, стремление к переменам, свободе.  Среди выдающихся мастеров были В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, М.И. Цветаева, А.Н. Толстой, М. Горький, каждый со своим неповторимым миром мыслей, вкусов, образов, со своим строем чувств.

Театр и музыка. Театр, конечно же, не остался в стороне от общего увлечения экспериментами. Причем, они были настолько удачными, что на многие годы определили развитие не только русского, но и мирового театрального искусства.

К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко стали выразителями реалистического направления. Станиславский  открыл и сформулировал законы жизненно правдивого поведения актера на сцене. Созданная им система учила раскрывать внутренний  мир человека в убедительно художественной форме,  помогала актеру овладевать техническим мастерством. Эти идеи были воплощены на сцене Московского художественного театра,  открытие которого стало большим событием в художественно-театральной  жизни страны.

Новые принципы режиссуры предложил А.Я. Таиров, который был сторонником «синтетического театра», основой успеха считал виртуозное мастерство актеров. В 1914 г. Таиров организовал Камерный театр.

Одним из реформаторов сценического искусства, по праву,  считается В.Э. Мейерхольд, ученик Станиславского и основатель, так называемого, «условного театра». Он старался отойти от «ненужной правды», использовал «гротеск», «стилизации», искусство символов, аллегорий, иносказаний.

На рубеже XX в. раскрывается разнообразная и плодотворная деятельность многих замечательных русских композиторов – С.И. Танеева, А.С. Аренского, А.К. Глазунова. Вступают в жизнь представители молодого  поколения – С.В. Рахманинов, И.Ф. Стравинский, Р.М. Глиэр, Б.Ф. Асафьев. Здесь также шли бурные споры о проблеме «старого» и «нового», традиционализма и новаторства, классического наследия и модернистских исканий и открытий.

В это же время началась творческая карьера вокалистов Ф.И. Шаляпина, А.В. Неждановой, Л.В. Собинова. Пожалуй, впервые, высочайшая вокальная техника так органично  сочеталась с драматической выразительностью. Недаром их стали называть «поющими актерами».

Русская культура «серебряного века» уверенно конкурировала с  западноевропейскими собратьями. Огромнейшей популярностью пользовались дягилевские «Русские сезоны». С 1907 г. художественные выставки, концерты неизменно собирали полные залы в Париже.

По  мере развитии прогресса в каждой стране периодически происходит «переоценка ценностей».  Этот естественный, закономерный  процесс был обеспечен раскрепощением демократических идей. Свобода творчества стала основой ускоренного развития культуры России.


 

[1] Название «серебряный век» было позаимствовано Л.Н. Гумилевым из  «Поэмы без героя»   А. Ахматовой. Сначала  оно относилось к русской поэзии,  затем стало  синонимом культуры  России этого периода в целом.

[2] Декаданс (от французского) – упадок.

[3] Сандрик – небольшой карниз над окнами или дверью.

 

Пластические искусства серебряного века

Николай Константинович Рерих
          Заморские гости
Борис Михайлович Кустодиев
          Масленица
Константин Юон
          Новая планета
Михаил Александрович Врубель
          Царевна-Лебедь
          Сирень
          Демон
Михаил Васильевич Нестеров
          Видение отроку Варфоломею
Павел Николаевич Филонов
Владимир Татлин
          Матрос
Лев Семёнович Бакст (Розенберг)
Зинаида Евгеньевна Серебрякова
          За туалетом
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
          Купание красного коня
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов
          Весна

Содержание