Пластические искусства

Скульптура и архитектура. 12 апреля 1918 г. был опубликован декрет СНК «О памятниках Республики», вслед за которым началось осуществление ленинского плана монументальной пропаганды героев и достижений революции. Важное место отводилось скульптуре. В создании новых памятников принимали участие скульпторы самых различных направлений и возрастов. 22 сентября 1918 г. перед Зимним дворцом в Петрограде был открыт памятник  А.Н. Радищеву Л.В. Шервуда. 7 ноября 1918 г. на суд зрителю представили памятники К. Марксу работы А.Т. Матвеева, В. Лассалю скульптора  В.А. Синайского, бюст Джузеппе Гарибальди, исполненный латышским мастером Н. Зале и др. С 1918 по 1920 г. в Москве было установлено 25 памятников, в Петрограде – 15. До наших дней дожили очень не многие монументы тех лет. Одних разрушило время потому, что они были изготовлены из временных материалов (гипс, бетон, дерево), другие разрушили люди, поскольку они являли собой пример откровенной халтуры.

Одновременно варварски  уничтожали или, в лучшем случае, прятали в запасники дореволюционные ценнейшие памятники скульптуры, которые, по мнению новой власти, не представляли ни исторического, ни художественного интереса (как, например, монумент Александру III П. Трубецкого).

Масса замыслов в эти годы была и у архитекторов, но для осуществления их проектов не было средств.

Изобразительное искусство. В первые годы советской власти наиболее популярным становится плакат, как самый мобильный, оперативный,  быстрее всего откликающийся на новые идеи вид искусства. Причем, появляется абсолютно  новаторская  форма  политической пропаганды – «Окна сатиры РОСТА»  (Российского телеграфного агентства). Сначала плакаты исполнялись в одном экземпляре, потом их стали размножать до нескольких сотен экземпляров и расклеивались в витринах 47 отделений РОСТА, в окнах магазинов, в клубах, на вокзалах. «Окна РОСТА» просуществовали с осени 1919 г. до 1921 г. Здесь  работали М. Черемных, В. Маяковский, Д. Моор.

Моор. «Помоги!»

Плакаты Моора (Д.С. Орлов), по праву, считаются классикой советской графики. Плакат «Помоги!» посвящен голодающим  Поволжья. На черном фоне помещена скелетообразная фигура старика в белой рубахе с воздетыми руками, перечеркнутая сломанным колосом, а внизу на белом фоне черными буквами,  как душераздирающий крик, слово «Помоги». Моор чисто изобразительными средствами, без всякой повествовательности создает настроение необычайного драматизма.

Появляются полотна станковой живописи,  где художники дают свою оценку происходящим событиям, используя, как правило, язык символов, аллегорические образы.

Юон.  Новая планета.

В картине Кустодиева «Большевик» – гигантская фигура со знаменем в руках, шагающая через улицы и переулки оживленного го­рода. У  Юона в «Новой планете» все озарено красным светом, новая планета появляется на небосклоне в ореоле золотых лучей. Одни приветствуют ее, другие в ужасе от нее бегут. Символична и картина К.С. Петрова-Водкина «1918 год в Петрограде». В пластических образах  было  выражено настроение самих художников этой поры, их отношение к   революционным событиям.

Бесспорным положительным  результатом  первых лет советской власти  стало быстрое распространение культурных достижений, приобщение к ним широких слоев населения. Быть может, впервые, русский народ почувствовал себя хозяином своей страны, поверил в то,  что о нем заботятся, что появилась власть способная понять его нужды и решить насущные проблемы.

 

Константин Юон
  Новая планета

Борис Михайлович Кустодиев

  Большевик

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
  1918 год в Петрограде

Агитационный плакат

Дмитрий Стахиевич Моор

  «Помоги!»

  «Кто против Советов»

  «Ты записался добровольцем?»





Советская Россия. Содержание