Вера Игнатьевна Мухина

http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/c/c4/1007901.htm

Энциклопедия «Кругосвет»

"МУХИНА, ВЕРА ИГНАТЬЕВНА (1889-1953), русская художница. Родилась в Риге 19 июня (1 июля) 1889 в семье богатого предпринимателя. Училась в студиях К.Ф.Юона, Н.А.Синициной, И.И.Мешкова в Москве (1909-1912), а также (в 1912-1914) в частных академиях Парижа и у Э.-А.Бурделя, оказавшего на нее особое влияние. От него Мухина унаследовала любовь к динамически-напряженным контрастам пластических форм, исполненным сильного внутреннего драматизма. Испытала также значительное воздействие кубизма.

Веяния модерна и авангарда сочетаются в графически-ритмичном дизайне мод, который Мухина разрабатывала в 1922-1923 вместе с А.А.Экстер и П.П.Ламановой. Участвовала в плане "монументальной пропаганды", создав в русле этого плана проект символического памятника Пламя революции (1922-1923, гипс, Музей революции, Москва) — с динамичной фигурой несущего факел юноши, окруженного вихрем полуабстрактных форм. Напротив, гармонически-массивна и непоколебимо спокойна ее Крестьянка (бронза, 1927, Третьяковская галерея). Выступала и как мастер героического портрета (портрет мужа, архитектора С.А.Замкова, мрамор, 1934-1935, там же).

В 1935-1937 по ее эскизам создается монумент, ставший символом советского государства, — гигантская группа Рабочий и колхозница, постаментом которой стал советский павильон на Всемирной выставке в Париже, спроектированный Б.М.Иофаном. Революционный, "сверхчеловечески"-мощный прорыв в будущее выражен здесь с гипнотической экспрессией, однако у памятника есть и второй, как бы тайный смысл, поскольку его композиционной основой явились фигуры античных героев-тираноубийц Гармодия и Аристогитона. Официальное славословие режиму подспудно переходит в протест. Еще откровенней высказалась Мухина о годах сталинского "большого террора" в некоторых неосуществленных замыслах, например в проекте памятника челюскинцам (1938, в полном виде не сохранился), где главным образом — причем размещенным в центре столицы, неподалеку от Кремля, — должна была стать фигура Борея, зловещего божества холода и тьмы.

Среди других значительных работ художницы — декоративная группа Хлеб (бронза, 1939, Третьяковская галерея), памятники Максиму Горькому в Нижнем Новгороде (1938-1939) и Москве (1951; в последнем случае Мухина выступила как соавтор И.Д.Шадра, доработав и привязав к месту его эскиз вместе с Н.Г.Зеленской и З.Г.Ивановой; Сталинская премия 1952), остродраматический, чуждый всякой парадности портрет полковника Б.А.Юсупова (гипс, 1942, Третьяковская галерея), памятник П.И.Чайковскому в Москве (1954). Она создала также эмоционально-лирические надгробия сына Горького М.А.Пешкова (1935) и Л.В.Собинова (1940-1941; обе работы — мрамор, Новодевичье кладбище).

В 1938-1953 увлекалась стеклопластикой (фигуры, декоративной посуда), вновь проявив талант дизайнера-экспериментатора. Иные же из ее послевоенных работ не выходили за рамки усредненных стереотипов "стиля триумф" (исполненная бригадным методом, вместе с Зеленской, Ивановой и другими соавторами группа Мы требуем мира!, бронза, 1950, установленная на планетарии в Волгограде; Сталинская премия 1951).

Умерла Мухина в Москве 6 октября 1953".

Крестьянка. 1927

Рабочий и колхозница

         

 
Искусство СССР в 20–30-е годы Содержание