Рабочий и колхозница

Вера Игнатьевна Мухина


"Скульптурная группа "Рабочий и колхозница" является главным произведением В.И. Мухиной. Эта работа обессмертила ее имя. История создания скульптурной группы особенно важна для понимания творчества и мировоззрения художницы, черт ее таланта, явных и внутренних, скрытых от поверхностного взгляда, и стимулов ее работы. Представляется, что здесь важна каждая деталь и в этой истории не может быть второстепенных моментов. Восстановление всех событий, сопутствовавших созданию этой группы, необходимо для более полного ознакомления с творческой биографией Мухиной.

Скульптурное произведение "Рабочий и колхозница" стало символом нашей страны в определенный период ее истории. Появление его было не только художественным, но и политическим событием. Кроме того, оно было этапным явлением в становлении советской культуры, по-видимому, высшим ее свободным взлетом в предвоенную эпоху. По значению и силе в одном ряду с ним могут быть поставлены, вероятно, такие произведения, как "Хорошо!" и "Во весь голос" В. Маяковского, "Броненосец "Потемкин" С. Эйзенштейна. Однако эти вещи были созданы несколько ранее.

В 1930-е годы в кино, живописи, театре, где сильнее чувствовался пресс сталинских ограничительных установок в искусстве, ничего равного "Рабочему и колхознице" появиться не могло. Исключение составляют лишь "Тихий Дон" и некоторые архитектурные работы, кстати сказать, тесно связанные как раз с произведением Мухиной. Поэтому с различных позиций: социокультурных, психологии искусства, взаимодействия и взаимовлияния различных его видов и жанров, а также роли и места, которое они занимают в общественном сознании, такое явление, как статуя "Рабочий и колхозница", представляет исключительный интерес. И это еще раз говорит о том, что в истории создания "Рабочего и колхозницы" не может быть второстепенных и незначительных деталей". 

http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/ARTS/MUKHINA/VORONOV.HTM

Рабочий и колхозница

 


Вера Игнатьевна Мухина Искусство СССР в 20–30-е годы Содержание