Искусство Киевской Руси

Архитектура. Вся история   домонгольской   Руси   отмечена   стремительным развитием зодчества.  Строили деревянные и каменные храмы,  избы, грандиозные оборонительные стены  на  насыпных  валах,  деревянные мостовые,  мосты  через  реки,  богатые  хоромы  и  терема  знати, гридницы (большие  помещения  для  пиров  и  собраний  княжеских воинов).  Предполагают, что они были ярко раскрашены, с затейливыми кровлями, сложными резными украшениями.

Особый же  интерес   представляет   храмовое   строительство. Православный храм мыслился кораблем,  с  помощью  которого человек  попадал в мир горний, олицетворял связь мира земного с миром небесным.

Если в  деревянном  зодчестве  русичам было опыта не занимать,  то каменное  строительство   поначалу   велось   либо   византийскими мастерами, либо при их непосредственном участии. Зодчие из  Византии  привезли   с   собой четырехстолпную,  крестовокупольную конструкцию    православного    храма.    Это прямоугольное в плане здание, интерьер делится столбами  или  колоннами  на  продольные части – нефы;  на четырех центральных опорах на высоком барабане покоится купол; центральное пространство  образует  крест.  С  восточной стороны располагались алтарные помещения – абсиды,  полукружьями выступавшие на  внешней стороне.

Многие элементы  в  этой  конструкции  были  хорошо   знакомы русским мастерам. Четырехугольной была конфигурация ряда языческих капищ.  В народном деревянном зодчестве в основе жилого  дома  был квадратный деревянный сруб – четверик или клеть.

Многоглавие,  наращение массы, пирамидальность – черты, совершенно чуждые   византийскому   искусству,  отражающие  накопленный  опыт языческих дохристианских «древоделей», стремившихся украсить свои творения. Часто фасад русских храмов делился на части лопатками на прясла,  которые могли заканчиваться закомарами – полукруглым завершением. Большинство храмов были огромного размера,   величественны.   В  науке  этот  стиль получил название «монументального историзма».

XI–XII века – время бурного храмового строительства на  Руси. Киев становится главным художественным центром, влияние   киевской   художественной   школы прослеживается во всех городах. Особого расцвета Киев достигает при Ярославе Мудром, превращается в один из крупнейших городов Европы, соперничает с Константинополем. По до­шедшим свидетельствам, здесь было построено  около четырехсот церквей,  восемь рынков, Золотые ворота – парадный въезд в сто­лицу Древней Руси. Совершенно заслуженно мудрого князя называли, подобно византийским правителям, царем, о чем свиде­тельствует надпись XI в. на стене Софийского собора. Над саркофагом, выполненным из целого куска мрамора, в котором похо­ронен Ярослав, можно прочесть торжественную запись «об успении царя нашего».

 

Изобразительное искусство. Особое внимание уделялось оформлению интерьеров церквей. Божий дом должен быть  не только особенно  красив, но и создавать впечатление  ирреального,  божественного  мира, который  ожидает  каждого  благочестивого  христианина. Высокие  иконостасы  появились  не сразу,   поэтому   вошедший   мог  свободно  видеть  все  обширное пространство храма.  Интерьеры украшались золотыми  и  серебряными сосудами,   богатыми  византийскими  тканями.  Со  сводов  свисали большие хоросы-люстры. Особую роль в создании ощущения мира горнего играла живопись.

В Софийском соборе Киева центральный  купол  и  арки,  а  также полы покрывала мозаика.  Из  разноцветных,  тщательно  подобранных кубиков смальты были выложены  канонические   сюжеты  из  православной  литературы.  Стены  собора расписаны фресками.  Мозаики и фрески  в   средневековье   выполняли роль  книги для неграмотных.  Язык их прост и лаконичен.  Художник показывает только суть сюжета, избегая деталей. Все фигуры фронтальны, неподвижны,  их размер зависит  от  важности  смысловой  нагрузки, контур  четкий,  отсутствуют какие-либо детали.  Росписи органично сочетались с архитектурными элементами.

 

«В домонгольскую пору политическим и культурным центром русской земли был Киев – «мать городов русских», как называли его в древности современники, сравнивая по красоте и значимости с Константинополем… При князе Владимире и его сыне Ярославе Киевская Русь стала сильным государством, не известным ранее восточным славянам… Так укреплялось международное положение Киевской Руси.

Для искусства домонгольской поры характерна одна отличительная черта – монументализм форм. Особое место в нем по праву занимает архитектура. Средневековое русское искусство определялось христианским мировоззрением. До нас дошли далеко не все архитектурные памятники того времени, многие сохранились в искаженном виде, о еще большем числе мы знаем лишь по археологическим раскопкам или по письменным источникам. Но те, что сохранились, естественно, имели культовое назначение. Еще в языческую пору на Руси была развита архитектура, в основном деревянная: издавна славились русские «древодели». Летописец оставил нам свидетельство, что до каменной новгородской Софии на территории Новгородского кремля стоял тринадцатиглавый деревянный Софийский собор, срубленный новгородцами в конце X в. Вполне возможно, что у восточных славян были свои деревянные рубленые храмы и что эти храмы были многоглавыми. Многоглавие, таким образом, было исконно национальной чертой русского зодчества, воспринятой затем искусством Киевской Руси. С христианством на Русь пришла крестово-купольная форма храма — типичная для греко-восточных православных стран» .

          

Собор св. Софии в Киеве
Софийский собор в Новгороде
Богоматерь Оранта





Культура Киевской Руси Содержание