Богоматерь Оранта

Искусство Киевской Руси


Мозаика в апсиде собора св. Софии

«Гордость Киева — Софийский храм — был украшен мозаиками и фресками работы приезжих греческих мастеров. Киевские мозаики достойны стоять в ряду самых лучших творений византийского искусства, и вместе с тем в них есть нечто новое, свое,— печать характера молодого мужественного народа, для которого культура Византии была только отправной точкой, а не предметом слепого подражания. Видимо, русские мастера деятельно участвовали в украшении храма, а сами греческие художники проникались новой для них атмосферой — более свободной, менее скованной, чем у себя на родине. Мозаики сохраняют всю красочную и линейную изысканность зрелого византийского стиля, но в них меньше созерцательного спиритуализма, больше жизненной энергии, больше прямой обращенности к людям.

Богородица в конхе абсиды Киевской Софии, стоящая с воздетыми руками — канонический тип Оранты (молящейся),— воспринималась киевлянами как образ защитницы города, олицетворение самой «матери городов русских». Ее прозвали «Нерушимой стеной»,— по народной легенде, до тех пор пока цела киевская Оранта будет стоять и Киев. Может быть, Оранта потому так интимно вошла в мир русского человека, что облик ее и сама поза, оберегающий жест поднятых рук напоминали древнюю Берегиню славян. Христианская богоматерь уже здесь, при первом появлении, приблизилась к привычному строю поэтических образов народной мифологии, слилась с ними, оставшись потом на века излюбленной, лелеемой героиней русских иконописцев. Но причина популярности киевской Оранты не только в этом, а и в необычайном художественном обаянии этого произведения, излучающего тепло и силу. Фигура Оранты кажется живой: она будто идет навстречу вступающим в храм, смотрит им в глаза, золотой нимб над ее головой ярко светит даже в сумерках» .


Искусство Киевской Руси Культура Киевской Руси Содержание