Троица

Симон Ушаков

Достаточно сравнить «Троицу» А. Рублева и «Троицу» С. Ушакова, чтобы понять как далеко ушло русское   искусство ХVII в. от древнерусских традиций.  От  символичности, спиритуалистичности А.Руб­лева  не осталось и следа – реальные, земные лица ангелов,  а не лики,   настоящий, пейзаж,  изящная  архитектура,  стол  уставлен яствами.

Обратимся к «Троице» Ушакова (в Русском музее). «Композиция — «рублевская» иконная, условная, но от этого особенно грузными в своей грубоватой телесности кажутся ангелы, восседающие на фоне роскошной ордерной архитектуры за столом, уставленным утварью самой тонкой работы» . «Ангелы выглядят вполне земными существами, что уже само по себе лишено смысла, стол с чашей — символ таинства жертвы, искупления — превратился в настоящий натюрморт» . «Их фигуры вроде как бы объемны, но такая объемность не вяжется с их плоскостным расположением. От рублевской одухотворенности, от рублевской поэзии не сохранилось и следа» .

 

 


Симон Ушаков Русское искусство XVII века Содержание