Русское искусство ХVII века

Архитектура. В русском зодчестве ХVII в.  происходит сближение культового и гражданского каменного строительства, которое интенсивно возобновляется в 20-х годах.  Во всех городах России быстро возводят новые гражданские и храмовые постройки. Основными заказчиками были купцы   и  посадские  общины.   «Дивное  узорочье»  отражало   их потребности и вкусы, стало символом экономического могущества заказчика.

В посадских храмах наиболее ярко проявилось светское начало. Характерная дробность элементов, асимметричная группировка масс делали храмы этого периода исключительно нарядными, замыслова­тыми. Основной куб окружали приделами, папертями, лестницами, крыльцами,  которые визуально связывали громаду храма с  окружающей природой. Особенно удивительная фантазия зодчих проявлялась в отделке. Храмы обильно украшали белокаменной резьбой, здесь можно видеть бочкообразные колонки, арки с висячей гирькой, наборные кирпичные наличники окон.

В  храмовом  строительстве применяются самые  разнообразные композиционные решения. Здесь и многоглавие, и уже хорошо знакомый восьмерик на  четверике, перекрытый шатром и новые трех шатровые  и  ярусные (нарастание уменьшающихся четвериков и восьмериков) высотные композиции. 

С  начала  века  строительные  работы  ведутся  в  Московском Кремле, значительно пострадавшем во время интервенции. Б. Огурцов и Х. Галовей возводят знаменитый шатер на Спасской башни.   Зодчие Б. Огруцов,  А. Константинов, Т. Шатурин, Л. Ушаков строят теремной дворец,  где  особо сказалось влияние русских построек  хоромного типа. «Восьмым чудом света» назвал С. Полоцкий несохранившийся дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском.

 

Живопись. В первой половине века господствуют два живописных направления. «Годуновская школа», получившая свое название в связи с тем, что здесь выполнялись заказы семейства Годуновых и царя Бориса. Изографы унаследовали монументальные традиции  прошлого, неукоснительно следовали иконографическим канонам, пытаясь ожи­вить  угасающий  дух древнерусского искусства.  Кисти этой  школы принадлежат хорошо известные работы «Симеон Столпник», иконы иконостаса церкви Ризоположения, выполненные Н. Истоминым и его единомышленниками.      

Новшества,  которые  так любил ХVII век,  проявились  в  работе живописцев «строгановской» школы. «Именитые   люди» Строгановы, выходцы из Новгорода, уже при Иване Грозном составили себе огромное состояние. Они построили множество церквей, собира­ли иконы,  шитье,  резьбу,  их домашние молельни были  настоящими музеями. Особенно  ценились иконы совсем небольшого  размера, много сюжетные,  напоминавшие  миниатюры или драгоценные  эмалевые изделия. Иконы такого типа принято называть Строгановскими, даже если они не были написаны в мастерских Строгановых.

С 60-х годов ХVII в. в России под влиянием культуры запада формируется новый художественный идеал. В его основе – стремление к реалистическому изображению. Новшества непосредственно связаны с именем Симона Ушакова. Совсем молодым он был назначен царским «жалованным» живописцем,  достиг большой славы,  получил дворянство, свыше тридцати лет возглавлял, фактически, все художественное творчество русского государства.

Это был талантливый и исключительно работоспособный человек. Он  писал фрески и иконы, был гравером, чертил карты и планы, делал рисунки для предметов  царского обихода и утвари, украшения на ружья, подготовил иллюстрированное пособие для живописцев («Азбука искусств»). Его перу принадлежит трактат по теории искусств («Слово к люботщательному иконного писания»).

Ранние живописные работы Ушакова выполнены в  древнерусской  иконописной манере (например, две иконы Владимирской Богоматери). Затем появ­ляются произведения, где художник в изображениях основывается на анатомическом строении лица, использует светотень («Спас Нерукот­ворный»), т.е. стремится писать, как он сам говорил, «так, как в жизни бывает».

 

С. Ушаков требовал от живописцев  правдивого,  реалистического изображения,  ставил в пример западных  художников,  которые «всякие вещи и бытия в лицах представляют и будто  живых изображают». С. Ушакова активно поддерживал его друг,  одаренный мастер  Иосип Владимиров,  автор  «Трактата  об иконописании», где  он отстаивает  право передавать «богодарованную» красоту  человека   и его  «живопобный» образ.

Под влиянием времени изменяется и монументальная  живопись. Фрески  в  храмах теперь больше похожи на  бытовые  сцены. Святые заняты  мирскими делами.  Они сеют, пашут,  занимаются  хозяйством. Изображения мелкие. Художники  отказываются  от плоскостной,  символической  трактовки библейских сюжетов. Стены украшает затейливый орнамент.

Совершенно  закономерным  было появление в ХVII в. чисто светского жанра – портрета. Их называли парсунами (персона – личность, портрет реального  лица). Жанр зарождается еще на рубеже  ХVI–ХVII вв.  Наиболее значительные произведения появились  во второй половине века.

 

         

Успенский собор в Рязани

Храм Покрова Богородицы в Филях

Строгановская иконопись

Прокопий Чирин

Икона Богородицы Печерской с предстоящими святыми Никитой и Анастасией. Московская икона строгановского письма

Иконописные школы
Симон Ушаков

Спас Нерукотворный
Троица

Парсуна

Русская культура XVII века Содержание