Успенский собор в Рязани

Успенский собор в Рязани. Декоративные формы московского барокко встречаются во многих городах России того времени. Одна из уникальнейших построек – пятиглавый Успенский собор в Рязани зодчего Я. Бухвостова.  

«Рязанский собор называют готическим — по размерам, по той роли, которую он играет в панораме города, и по той особой средневековой дематериализованное  здания, которая присуща европейским готическим соборам. У нас в России есть только три подобных собора — в Рязани, Смоленске и Астрахани.

Но рязанский собор, конечно, не готический. Он построен в духе нарышкинского барокко и является самым крупным творением этого стиля. Зародившийся в рязанских постройках бояр Нарышкиных, этот стиль пышно расцвел в московском строительстве рубежа XVII —XVIII веков, получив название московского барокко.

Древний Успенский собор к XVII веку сильно обветшал и грозил развалиться, так как на склоне кремлевского холма, над которым он стоял, наметились оползни. В 1677 году рязанский митрополит начал ходатайствовать о постройке нового собора. Его строительство начали в 1684 году три каменных дел подмастерья — Шарыпин, Калинин и Сусанин. В 1687 году их сменил неизвестный московский мастер (как полагают — Осип Старцев), который возвел храм до барабанов глав, но тут собор обрушился: оказывается, его южная стена стояла на грунтах засыпанного к тому времени озера Быстрого.

Заново возводить собор были приглашены Яков Бухвостов и его помощники Никита Устинов, Герасим Иванов и Иван Парфенов. В результате на кремлевском холме в Рязани появилось самое грандиозное здание из всех, когда-либо строившихся на Руси. И только из-за слабости грунтов зодчий не сделал его еще большим!
Рязанский Успенский собор выше московского Успенского собора почти на 13 метров. Его длина превосходит все древнерусские храмы, и только по ширине он уступает Софийским соборам в Киеве и Новгороде.

До наших дней Успенский собор сохранился в несколько искаженном позднейшими ремонтами виде. Исчез белокаменный резной парапет, первоначально завершавший его стены, изменены формы кровли, утеряны некоторые детали.

Первоначально главы собора были луженые, «из белого немецкого железа». Позднее центральная глава было позолочена, а остальные четыре покрашены в синий цвет и покрыты золотыми звездами.

Основание собора опоясывает открытая галерея, так что он кажется поставленным на пьедестал. Сверху донизу фасады храма прочерчены белокаменными стройными полуколоннами. Несмотря на грандиозные размеры, собор не кажется тяжелым. Толщина стен достигает 2,4 метра.

Рязанский собор украшен изумительной белокаменной резьбой. Она, словно кружево, покрывает все колонны, порталы и наличники, поражая разнообразием мотивов. Белокаменная резьба этого храма является вершиной русского камнерезного искусства, шедевром, не имеющим аналогий в России и очень мало — в зарубежных странах. Сравниться с рязанским узорочьем по мастерству могут только отделки Грановитой палаты в Москве и Рождественской церкви в Нижнем Новгороде, но в обоих случаях резчики «не дотянули» до мастеров Успенского собора.

Единственной темой резьбы является растительный узор — листья, цветы, виноградные гроздья. Но при этом резчики продемонстрировали удивительное разнообразие в выборе рисунка резьбы — в Рязанском соборе нет ни одной похожей по рисунку детали.

Железные кованые двери Успенского собора выкрашены в голубой цвет и покрыты слюдой, прижатой прорезными накладками из луженого железа, создающими на поверхности дверей сложный и красивый узор.

Внутри собор наполнен светом и воздухом. Он не давит на человека своей громадой, а наоборот — приближается к нему, доверительно распахивая свои порталы, вызывая в памяти образ дома.

Четырехъярусный иконостас, выполненный резчиком по дереву С. Христофоровым, — выдающееся произведение русского прикладного искусства. Он выполнен в конце XVII века. Иконы написаны на рубеже XVII—XVIII веков киевским изографом Николаем Соломоновым.

В храме хранилась одна из главных святынь Рязанской земли — древняя чудотворная Муромско-Рязанская икона Богоматери, с которой, по преданию, приплыл в Переяславль-Рязанский св. Василий, епископ Муромский. Еще в XI веке она была принесена из Киева в Муром и стала символом борьбы с язычниками в мещерском краю. Другой святыней была чудотворная икона Федотьевской Богоматери, чудесно обретенная в 1487 году на поле села Федотова (Федотьева)». (см.:
http://russian-temples.ru/articles/uspenskiy-sobor-v-ryazani.html)



 

Русское искусство XVII века Содержание