Портрет М.И. Лопухиной

Боровиковский Владимир Лукич


1797, ГТГ

«Стиль Боровиковского складывается к концу 90-х годов. Один из самых поэтических его образов, портрет Лопухиной, был создан в 1797 г.

Молодая женщина изображена в парке на фоне сельского пейзажа, правда еще довольно декоративного, художник вводит в него рожь и васильки как символ сельской простоты. Лопухина одета в платье, напоминающее античный хитон. Небрежно раскинут воротник, небрежно разметались кудри. Правда, во всем этом есть известная нарочитость – «игра в простоту»; охотно веришь в то, что кудри были нарочно разбросаны движением веера, как это в действительности нередко делалось в те времена. На плечи Лопухиной накинута шаль, стекающая по склоненному стану, - излюбленный у Боровиковского прием обобщения форм человеческого тела. Его плавный контур художник строит на многочисленных повторах» .

«Изгиб тела Лопухиной исполнен неги; молодая женщина опирается на мраморную подставку, как будто не в силах стоять прямо. На лице – выражение томной задумчивости, тяжелые веки едва приподняты над мечтательными, затененными глазами. И все же где-то глубоко в них спрятаны задорные, лукавые огоньки. Чувственные губы улыбаются, в противоположном повороте головы и взора есть кокетство. Колорит портрета – светлые, блеклые тона, тонко сгармонированные, - превосходно соответствует характеру образа задумчивой мечтательницы, его тишине и ясности. Боровиковский приближается уже к локальному цвету, хотя еще и оживляет его некоторыми «вариациями». Он мастерски умеет построить свой колорит на хроматическом принципе, то есть выбирает оттенки, близкие друг другу. В колорите портрета преобладает холодок: голубой цвет открыто показан в поясе и васильках; голубоватые тени белого платья, голубые жилки в почти мраморной белизне кожи, лиловатая пудра волос, лиловатая шаль и даже лиловая роза.

Фактура портрета гладкая: Боровиковский, следуя манере Левицкого 80-90-х годов, пишет жидкими красками, сливающимися в плотный слой, в котором открытые мазки редко бывают видны. Такая фактура прекрасно содействует выявлению объема, его линейных контуров» .


Боровиковский Владимир Лукич Русское искусство XVIII века Содержание