Русское искусство в середине второй половине ХVIII века

Архитектура. В  русской  архитектуре середины  века предпочтение  отдается барокко.  Строятся великолепные дворцы, живописцы расписывают стены и потолки,  скульпторы украшают парки.  В качестве средств выражения мастера используют контрастыпреувеличенияиллюзионистические эффекты.

Нельзя себе представить Петербург без построек В.В. Растрелли (Растрелли-младшего). Итальянский  архитектор  всю свою жизнь посвятил  России, хорошо знал русское зодчество, умело соединил отечественные и западноевропейские традиции. Ему принадлежат Большой Царскосельский дворец, дом Строганова на Невском проспекте, собор  Смольного монастыря. Этим зданиям характерны  не  только величественность,  пышность и нарядность, но  и прямизна фасадов и симметрия (в отличие от западноевропейского барокко).

Зимний дворец. В. Растрелли. «Для единой славы всероссийской», как говорил сам Растрелли, возводится Зимний дворец в  Петербурге. Зимний  дворец – здание колоссальных размеров,  с праздничными, торжественными   фасадами,   украшенными   вазами   и   статуями, поставленными  друг на друга декоративными колоннами,  создающими впечатление движения вверх. На окнах –  наличники  разнообразных форм. Таким же богатым было внутреннее убранство  дворца,  что вполне соответствовало его парадно-церемониальной функции.

В середине и второй половине века в Москве и Петербурге строили очень много. Помимо дворцов и усадеб возводили здания театров, библиотек, музеев, учебных заведений, пансионатов для дворянских и мещанских детей,  магазины. Барочные сооружения требовали значительных  материальных  затрат,  множества  квалифицированных мастеров  различных специальностей. В 1760-х годах произошла смена стилей. Однако дороговизна была далеко не главной причиной перехода от барокко к классицизму.

Здания в стиле барокко больше не соответствовали настроениям,  господствовавшим в обществе при Екатерине Великой.  Сначала в Петербурге и Москве, а затем по всей стране утверждается  классицизм,  который в полной мере выражал идеи гражданственности,  общественного долга, прославлял силу и мощь империи, подчеркивал превосходство разума.  В основу зодчие  берут  мотивы Древней Греции и Рима, простоту внешнего облика, строгие геометрические  линии,  симметричность,  ясность пропорций всех  частей здания, стремятся преодолеть вычурность барокко.

Главным украшением Таврического дворца в Петербурге (архитектор И.Е. Старов) является шестиколонный портик дорического ордера. Колонны теперь уже не декоративны, они выполняют свою прямую функцию – несут тяжесть портика с фронтоном, который подчеркивает центральный корпус здания.

В.И. Баженов. Дом П.Е.Пашкова в Москве. Классицизм   в   Москве  представлен  в   творчестве   многих талантливых архитекторов,  которые смогли сохранить все особенности,  присущие  московскому зодчеству.  Дом Пашкова в Москве  был построен В.И. Баженовым. Четыре колонны поддерживают портик,  как и в Таврическом дворце, подчеркивающим центральный  корпус здания. Здесь те же четкие геометрические формы, нет изломанных линий. Однако, классическая строгость органично сочетается с плоскостной белокаменной резьбой.  Декоративные мотивы придают сооружению праздничный,  нарядный вид,  что всегда являлось отличительной чертой московских архитекторов.

Василий  Иванович Баженов мечтал видеть отечество  просвещенным могущественным государством. Эти идеи вкладывал в свои грандиозные проекты, которым, к сожалению, не суждено  было  осуществиться. Профессора  Римской,  Флорентийской и Болонской   академий называли «гением» и «неудачником». Его замыслы один за другим терпели крушение. Дерзновенные  планы  Баженова  вдохновляли, похоже, только его учеников, среди которых был и М.Ф. Казаков.

Матвей  Казаков оставил после себя множество прекрасных  архитектурных сооружений  и собственную  архитектурную школу.   Ему  принадлежат сенат в Московском  Кремле,  Московский университет, Голицынская больница, Колонный зал благородного собрания, особняки многих вельмож.

Скульптура. Эпоха  «интенсивного развития личности»,  как называют  вторую половину ХVIII в.,  не могла не представить миру галерею прекрасных  портретов своих современников. Скульптура впервые в России переживает высочайший взлет.

М.И. Козловский был поклонником идей классицизма. В  памятнике А.В. Суворову в Петербурге скульптор сознательно избегает портретного сходства,  прибегая к идеализации образа. Для него важен ге­рой вообще,  как символ славы русского воинства,  а не конкретный человек. Суворов здесь молод, одет в римскую мантию, шлем, антич­ные доспехи. 

Э.Фальконе. Памятник Петру I. Классическими средствами выражения пользуется и Э.Фальконе. Стремительный Петр,  как символ обновленной державы,  навеки застыл на Сенатской площади. 12 лет работал Фальконе над памятником. Для постамента была привезена монолитная скала, которая и после обработки весила около 275 т. «Здесь  несомненно  главенствует, –  как  писал,  исследователь Д.Е. Аркин, – возвышенный образ героического человека и  народа-героя,   образ  Родины,  ее  мощи,  ее  славы,  великого  исторического призвания».

Развитие реалистического  начала Подпись:  
в русском  портретном искусстве связано с именем Ф.И. Шубина. Сын помора,  земляк Ломоносова,  в детстве совершенстве  постиг тонкости косторезного де­ла.  В  19  лет  с обозом прибыл в Петербург,  где  встретился  с М.В. Ломоносовым. Федор Иванович сначала работал истопником во дворце, свободное время  посвящая любимому занятию.  Талант сибиряка  был замечен. Его отправили учиться в Академию художеств,  которую он окончил с золотой медалью.  Затем последовали пенсионерские поездки в Париж и Рим.

Ф.И. Шубин. Шубин предпочитал работать в мраморе. В скульптуре избегал как приукрашивания, так и карикатурности, добивался  правдивого  отражения свойств  характера,  душевного  строя модели. В образе Ломоносова видим немолодого, энергичного, наделенного большим умом,   общительного и простого человека.

Однако, подмеченные реальные характеристики  скульптора  чаще всего не устраивали высокопоставленных заказчиков.  Художник  умирает в бедности.  Без средств к существованию осталась большая семья, которой было отказано в пособии «по причине малого служения отечеству» главы семейства.

Живопись. Живописцы отдавали дань и барокко и классицизму. При этом, важнейшей особенностью творчества русских мастеров становится  правдивость изображений, стремление к реалистичности. Так, А.П. Антропов  является наиболее ярким выразителем  русского барокко в живописи. 

А.П. Антропов. Портрет Петра III. Эскиз. Среди его работ портретыПодпись:    
Елизаветы Петровны, священнослужителей,  атамана Ф.И. Краснощекова. Художник представляет свои модели зрителю почти с протокольной точностью. Петр  III  предстает перед нами в  парадном одеянии,  слева на низком столике лежат царская корона, скипетр и держава,  справа – небрежно брошена горностаевая мантия.  Однако, величавая поза императора никак не сочетается с выпирающим  животом,  узкими  плечами,  маленькой  головкой.  «Он хотел  написать парадный  портрет Петра III наподобие пышных  портретов  барокко, не поскупился на изображения драгоценностей и горностаевой мантии – а получился портрет недоумка с рыбьим туловищем на тонких ногах» – пишет Н.А. Дмитриева.

Важнейшие изменения русская живопись претерпевает с 60-х годов ХVIII в. Господствующим стилем становится классицизм, дальнейшее развитие которого связано с открытием Академии художеств. При Академии от­крыли Воспитательное училище,  куда принимали детей с ма­лолетнего возраста.  Все обучение было построено на изучении нас­ледия великих мастеров прошлого, особенно античности. Как и в ев­ропейских учебных заведениях подобного типа, предпочтение отдава­лось классицизму.

Новую страницу  в историю развития русского искусства вписывают Ф.С. РокотовД.Г. ЛевицкийВ.Л. Боровиковский. Д.Г. Левицкий  запечатлел  в красках весь  «екатерининский век», создал  целую  галерею  парадных  и   камерных портретов (среди  его  моделей  была  сама императрица  – «Екатерина – законодательница»). Следуя канонам классицизма, художнику удивительно точно удавалось показывать многогранность и противоречивость моделей.

Д.Г. Левицкий. Портрет П.А. Демидова. П.А. Демидов, потомок  тульских кузнецов, баснословный богач, ботаник, садовод, благотворительной деятельностью, даровал немалые суммы Московскому университету,  основал Коммерческое училище  и Воспитательный  дом  в Москве. При этом слыл добродушным и приятным человеком в общении.  На портрете, Демидов изображен на фоне воспитательного дома. Он опирается на лейку, стоящую на столе, рядом лежат книги. Одежда – совсем не парадная,  халат и колпак на голове. На лице нет ни тени самодовольства и горделивости.

Черты нового направления в искусстве – сентиментализма, выражены в творчестве В.Л. Боровиковского. Его модели (М.И. Лопухина,  Е.Н. Арсеньева, торжковская крестьянка Христинья) «слиты» с природой, портреты напоены тишиной и томностью. Дамы,  как правило,  в простых,  изящных нарядах, с яблоком или цветком в руке. Совершенно очевиден интерес художника к душевному состоянию,  к частной жизни человека.

Таким  образом, искусство, как всегда опередило время. Оно первым взялось за исследование личности и не только в плане ее общественной значимости. Оно попыталось  проникнуть во внутренний душевный мир  Человека,  отражая новую эстетическую картину миропонимания, предвосхищая век ХIХ, с его стремлением понять и помочь «маленькому человеку», обратить внимание на бедственное положение основной массы населения России.

 

Антропов Алексей Петрович
  Портрет Петра III
Чевакинский Савва Иванович
  Большой дворец в Петергофе
Растрелли Франческо Бартоломео
  Зимний дворец в Ленинграде
  Собор Смольного монастыря

Баженов Василий Иванович
  Дом П.Е. Пашкова в Москве
Старов Иван Егорович
Аргунов Федор
Этьен Морис Фальконе
  Памятник Петру I
Шубин Федот Иванович
  Портрет неизвестного

Левицкий Дмитрий Григорьевич
  Портрет П.А.Демидова
  Портрет М.А.Дьяковой
Рокотов Федор Степанович
  Портрет В.И.Майкова
  Портрет А.П.Струйской
Боровиковский Владимир Лукич
  Портрет М.И. Лопухиной
  Портрет торжковской крестьянки Христиньи
  Портрет Е.Н. Арсеньевой
  Портрет А.Б.Куракина
Аргунов Иван Петрович
  Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме

Лосенко Антон Павлович
  Прощание Гектора с Андромахой




Культура России в середине – второй половине ХVIII века Содержание