Культура России в середине – второй половине ХVIII века

Общие условия развития русской культуры. Середина и вторая половина  ХVIII в.  вносят  свои  изменения  в  развитие  русской  культуры. Это время «дворцовых переворотов», правления двух самых плодотворных женщин императриц – Елизаветы и Екатерины, это время когда Россия переживает и взлеты и падения.

Безусловно, все достижения этого периода непосредственно связаны с петровскими реформами, которые обеспечили бурное развитие русской экономики. Значительно  расширяется всероссийский рынок, повышается продуктивность сельского хозяйства, ремесленного и промышленного производства. Медленно, но развиваются капиталистические отношения.  По  подсчетам В.О. Ключевского  за период царствования Екатерины Великой население России почти удвоилось, а сумма государственных доходов «с лишком учетверилась», что ярко свидетельствует об укреплении экономической мощи России.

Сюда следует добавить и успехи во внешней политике.  Дали свои результаты продолжительные  войны с Турцией,  которые   позволили России утвердиться на берегах Черного моря и в Крыму. Больших зат­рат  стоили борьба с Польшей за воссоединение украинских и  бело­русских  земель  и противодействие попыткам  Швеции  восстановить свое господство  на Балтике. Все это привело к укреплению международного авторитета России, активизации внешней торговли, усилению культурных связей. 

В  области социально-политической  петровские  преобразования также приходят к логическому завершению.  В последней четверти ХVIII в. окончательно  утверждается  государственная  система   абсолютной монархии.  Определяющими  были две основные тенденции: расширение привилегий дворянства  и дальнейшее закрепощение основной  массы  населения России.

Крепостное   право  фактически  переходит  в   неограниченное рабство.  Ряд  указов  полностью подчинили крестьянина  помещику. Российская  история этого периода изобилует примерами  жестокого, бесчеловечного,  несправедливого  отношения к  соотечественникам, которым под угрозой жестокого наказания даже запрещено было жаловаться. Доведенные до отчаяния люди отвечали стихийным протестом, «бунтами», апогеем которых становится война под предводительством Е. Пугачева.                                         

Несправедливость особенно была заметна на фоне новых привилегий дворянству.  Уложение 1762 г. и жалованная грамота 1785 г. освобо­дили   дворян  от  прежних  обязанностей,   зато   расширили   их экономические  и политические права.

Сдвиги в общественном сознании были обусловлены, в первую очередь, распространением в России просветительской идеологии, которая по духу сблизила российскую и западноевропей­скую цивилизации.

Идеология просвещения утверждается в большинстве европейских стран в ХVIII в.  Просветители безгранично верили в разум человека,  выступали против религиозного мракобесия, мечтали о гармоничном обществе на основе идеалов Свободы, Равенства, Братства. Путь к новому миру видели через развитие демокра­тических основ, разрушение самодержавных режимов.

На  российскую  почву  первые семена  Просвещения  попадают  в начале ХVIII в. Просветители в России отразили нарастание недо­вольства в обществе существующими порядками. В центре их внимания был реальный мир и проблемы связанного с ним человеческого существования.  В середине века В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир, М.В. Ломоно­сов  считали,  что  отечественные проблемы могут  быть  решены  с помощью  просвещенного  монарха.   Они  верили  в  могучую  силу образования,  науки, которые устранят невежество,  темноту, забитость русского народа.

Во второй половине века пример увлеченности просветительством стала  подавать  императрица Екатерина II,  завоевавшая  право  в истории называться «просвещенной императрицей». По ее приглашению Россию посетили Дидро, Рейналь, Гримм. Она вела обширную переписку с  Вольтером. Французский просветитель видел в  Екатерине идеал просвещенного монарха,  непрестанно  заботящегося  о своих подданных.

Императрица  немало потрудилась над созданием этого  образа.  В своих письмах не боялась преувеличений, а часто и откровенной лжи. В одном из посланий Вольтеру она пишет:  «Надо вам заметить сверх того,  что  вообще наши повинности столь малы,  что в России  нет крестьянина,  который бы не ел курицы,  когда это ему угодно, а с некоторого  времени в некоторых провинциях они стали даже предпочитать курицам индеек...».

По приглашению Екатерины целый год в России провел Д. Дидро. Он работал над проектом «Плана университета для России».  Ознакомившись с трудом известного просветителя,  императрица «положила его под сукно». Поскольку для Дидро «просвещенная монархия» по содержанию была близка с демократической республикой, самый хороший монарх был плох, если его власть ничем не ограничивалась.

Труды  французских просветителей становятся весьма популярными в России.  Известен любопытный факт. Один из малорусских дворян – Винский,  попавший под суд зa беспутную жизнь и сосланный в Оренбург, от скуки начал переводить Руссо, Монтескье и Вольтера.  Через  несколько  лет Винскому предложили как  любопытную  новинку, привезенную из Сибири, собственные переводы.

Россия  очень быстро рассталась с надеждами на  просвещенного монарха. В последней трети ХVIII в. появляются проекты ограничения самодержавия,  развиваются парламентские  настроения.  Резкой критике подвергается существующий крепостнический строй.  В 1766 г. Вольное  экономическое общество объявляет конкурс сочинений о по­ложении  крестьян. Его победителем стал А.Я. Поленов,  который  в своей работе сделал вывод о том, что для пользы общества крепост­ничество должно быть уничтожено.

На ниве Просвещения вырастает отрицание существующей религии. Все  больше появляется поклонников,  так называемой  естественной религии. Для них вера основывалась не на церковных догматах, а на соединении человека с природой. В 1769 г. ученик М.В. Ломоносова  – Д.С. Аничков   защитил  диссертацию  под  называнием   «О   начале натурального богопочитания».  Из цензурных соображений ученый использовал  факты  из  католицизма  и  протестантизма.   Но  вывод был однозначен – появление и распространение религиозных взглядов непосредственно связаны с недостатком знаний.  Одобренная  ученым советом, диссертация увидела свет только два века спустя.

Зрелый этап русского Просвещения связан с творчеством Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, Н.М. Карамзина. Их труды отличает талантливая критика  существующего строя,  в особенности идеи исключительного положения дворянства. В это время усиленно доказывалась  мысль  об элитарности последних в следствии вековой селекции. На  страницах  сатирических журналов,  издаваемых Новиковым  и Крыловым,  в комедии Фонвизина «Недоросль» и многих других произведениях читателю предлагался образ представителей знатных родов, превратившихся в тиранов  и самодуров от роскоши и безделья.

В 1790 г. анонимно небольшим тиражом вышла в свет книга «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, написанная в фор­ме путевых заметок. Автор показал крестьянский быт, отношения помещиков к крепостным,  подчеркнув,  что так долго продолжаться не может.  Стыдно  в огромной,  мощной державе культивировать рабство, и, если ничего не изменить, недовольство выльется в кровавый бунт,  который  сметет  существующий строй. Сам Радищев пришел к выводу,  что  «самодержавство есть наипротивнейшее  человеческому естеству состояние».

В  продажу попало только 25 экземпляров книги.  Среди  прочитавших была и Екатерина Великая.  Она  признала   «Путешествие» – «совершенно явно и ясно бунтовской, где царям грозится плахою...». Последовали розыск, арест писателя и заключение в Петропавловскую крепость. Сенат приговорил Радищева к смертной казни «посредством отсечения головы». Екатерина заменила приговор ссылкой в Сибирь на десять лет. Вернуться домой Александру Николаевичу разрешил Павел I. Писатель, потерявший надежду на какие-либо перемены в родном отечестве,  покончил жизнь самоубийством.

Просветители  видели неразумность мира и ратовали  за  разрушение отживших порядков и создание «царства разума».  Эти идеи проявлялись в России в разных формах вплоть до 60-х годов XIX в.

Во второй половине ХVIII в. окончательную победу одерживают светские начала в духовной жизни отечества.  Благодаря государственной  поддержке  быстро развиваются науки и искусство.  В  этих областях  Россия встает вровень с передовыми странами,  а часто и  опережает их.

Система образования. Указанные  тенденции  в полной мере отразились  в  российской системе   образования.    Сразу   после   смерти   Петра   многие образовательные  учреждения приходят в упадок.  Закрываются часть школ, академические гимназии  и  университет влачат жалкое существование. Императрица Елизавета была приверженицей  узко сословных учебных  заведений. 

По сравнению с Петровским  временем  престиж технического образования катастрофически падает. Развиваются толь­ко профессиональные школы, готовившие военных специалистов.  Был образован  Сухопутный шляхтенский корпус.  Морская академия преобразована в Морской шляхтенский корпус и на базе артиллерийской и инженерной  школ создан Артиллерийский и  Инженерный  шляхтенский корпус.

Большой вклад в развитие системы образования вносит Екатерина Великая. На ее рассмотрение было представлено немало проектов совершенствования образовательных учреждений в России. Один   из   них  принадлежал И.И. Бецкому, президенту Академии  художеств, человеку, обладавшему  обширными знаниями. Бецкой предложил рецепт создания «новой породы людей». Если изолировать детей  от пагубного влияния общества, а именно, в 5-6 лет начинать воспитывать в учебных заведениях закрытого типа,  то отечество получит просвещенных, гуманных подданных.

Бецкой   предлагал   соединить   умственное,   физическое   и нравственное воспитание. Обучение строить с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Отменить телесные наказания. В соответствии с планами Бецкого были открыты Воспитательный дом в Москве,  Коммерческое училище для купечества,  Смольный институт  благородных девиц  в  Петербурге  с отделением для  не дворянок,  училище  при Академии художеств.

В 1782 г. Екатерина решила провести более широкую школьную реформу. В городах разрешалось открывать  малые (двухлетний курс) и главные (пятилетний курс)  народные училища. Была предусмотрена обширная программа –   чтение, письмо,  счет,  рисование,  краткий  катехизис, священная история, чистописание, арифметика, история, географии, геометрия, физика, естественная история, архитектура.

К концу ХVIII в. России было открыто 315 малых и главных училищ, в которых обучалось около 20 тыс. детей, работало 790 учителей. Кроме того,  имелись солдатские школы нескольких ступеней, семинарии – для  детей  духовенства, специальные школы (коммерческие, горные,  медицинские,  штурманские и т.п.). 

Не смотря на длинный перечень, прогресс школьного образования был относительным – только два ребенка из тысячи могли сесть за школьную парту. Императрица,  несмотря  на всю свою просвещенность,  принципиально  была против образования крестьян и низших сословий,  говоря: «...черни не должно давать образование; ...  не  станут  нам повиноваться в такой  мере,  как  повинуются теперь».

Развитие науки. Самой значительной личностью этого периода, безусловно, является М.В. Ломоносов.  Именно он положил начало развития теоретической науки в России. М.В. Ломоносов,  как  ученый надолго опередил свое  время.   Он сформулировал закон сохранения материи и движения, учение о цвете, исследовал   атмосферное  электричество  и  силу   тяжести,   ему принадлежит открытие атмосферы на Венере, описание строения земли. Михаил Висильевич заложил основы физической химии, написал «Древнюю Российскую историю», возродил искусство мозаики.

В 1755 осуществилась мечта великого гения о создании центра  русской культуры. В Москве открывается университет. Слушателей набирали на три факультета:   философский, юридический и медицинский. Кроме того, при университете работали литературные и научные общества, была открыта гимназия. В собственной типографии печаталась газета «Московские ведомости».  В преподавательский состав входили как иностранные,  так и русские ученые.  Высшую математику читал С.К. Котельников, анатомию – А.П. Протасов, астрономию – Н.Н. Попов.

Правда,  Ломоносов  мыслил  это высшее учебное заведение  как всесословное   учреждение,    а   получилось   узко    сословное. Предполагалось, что управление университетом будет осуществляться на выборных, демократических началах, на практике – всем руководили чиновники.

Как и М.В. Ломоносов «из  простых» был и И.И. Ползунов, солдатский сын, учился в горнозаводской школе в Екатеринбурге. Работящий и талантливый, в 33 года он стал одним  из  руководителей Барнаульского завода  выплавки  металла. Здесь,  как и на всех промышленных предприятиях России, господствовал  тяжелый ручной труд.  Из всей техники применялись воздуходувные меха и молоты,  которые приводились в движение силой воды, поэтому заводы строили, в основном по берегам  рек.

Ползунов решил ручной труд и водяной двигатель заменить «огненной машиной». Разработал чертежи и под его руководством всего за 13 месяцев изготовили детали и собрали первую паровую машину. Но сам  Ползунов надорвался от непосильного труда и так и не  увидел свое  детище в работе.  Все затраты на изобретение окупились буквально  за два месяца.  Однако,  даже большие прибыли  не  спасли сложную технику. Ее эксплуатировали как и крепостных. По недосмотру прохудился  котел,  вместо несложного ремонта машину разобрали  и вспомнили об изобретении и изобретателе лишь в XX веке.

Механиком, изобретателем был и И.П. Кулибин.  Он  родился в семье мелкого торговца в Нижнем  Hовгороде. Отец  мечтал  видеть сына продолжателем своего дела и  когда  тот  выполнил действующий макет мельницы, поколотил за «пустое»  время провождение, а макет сломал.  Однако Иван Петрович быстро доказал, что для него техника  далеко не забава. Он в совершенстве освоил слесарное и токарное дело. Со всей округи ему носили чинить часы. Мастер усердно делает аналоги всех попадающихся ему сложных механизмов,  воплощает в жизнь собственные творческие планы.

Кулибин изготовил уникальные карманные часы, по форме напоми­нающие гусиное яйцо.  Каждый час распахивались дверцы,  крошечные фигурки двигались под музыку. Музыкальный аппарат часов воспроизводил  несколько  мелодий.  Эти часы и привели гения – самоучку  в столицу.  Екатерина  II приказала изделия механика выставить в Кунсткамере, самого мастера назна­чила  заведующим  механической мастерской  Петербургской  академии наук.

Под  руководством  Кулибина изготовлялись  различные  приборы, станки,   инструменты. Русский изобретатель был признан заграницей, но не нашел «пророка» в своем отечестве. Множес­тво важнейших изобретений Кулибина не нашли применения. Так стало с одноарочным мостом, с «машинным» судном,  заменяющим каторжный труд бурлаков, механическим экипажем («самобеглая коляска»), с зеркальным  фонарем (прототип прожектора), которые надолго остались только интересными «диковинками».  При Дворе его ценили, в основном,  как устроителя иллюминаций.

Во второй половине века появляется первый обобщающий труд «Истории российской с самых древнейших времен» (5 томов),  где, опять же впервые,  системно излагаются события истории отечества. Его автором был В.Н. Татищев,  человек энциклопедических знаний, признанный географ и горный инженер.

В  1783 г. была создана Российская Академия для изучения  русской словесности.   Ее  Президентом  Екатерина  II  назначила  княгиню Е.Р. Дашкову. В состав Академии вошли Д.И. Фонвизин,   Г.Р. Державин, Я.Б. Княжнин.  Самым значительным трудом Академии в то время стал толковый словарь русского языка и грамматики в 6 т. Основой   деятельности  Российской  Академии  наук   послужили теоретических  установки  М.В. Ломоносова.   Вышедшая  в  I802  г. академическая   грамматика,   фактически  повторяла   «Российскую грамматику» Михаила Васильевича.

Основные тенденции в литературе и искусстве. В  данный  период возрастает общественная роль  литературы  и художественного творчества, которые ярко свидетельствуют о формировании у россиян иной картины эстетического восприятия мира.  В середине века,  отражая склонность к светскости,  изяществу, предпочтение  отдается барокко и рококо (облегченный барокко).  Вместе с  просветительскими идеями, с новым взглядом на человека, природу, общество с позиций разума,  побуждающего невежество, приходит классицизм. Именно это стилевое  направление определяет художественную  культуру  второй половины ХVIII в. Для него характерны большие обобщения, отражение общечеловеческого,  общезначимого, гармония, логика, упорядоченность, опора на лучшие традиции Античности.

Литература. «Законодателем  мод»  в литературе,  по праву  можно  считать, опять же,  М.В. Ломоносова. Некоторые его ранние оды полны ярких и неожиданных сравнений. Хорошо известна ода  «На взятие  Хотина». Турецкая крепость Хотин уподобляется змее, прячущейся с шипением под камнем при виде орла. Орел, конечно,  аллегорический образ России.

Как в клуб змия себя крутит,

Шипит, под камень жало кроет,

Орел когда шумя летит

И там парит, где ветр не воет...

Высокая  эмоциональность,  живописность поэтических образов  – характерная черта барокко.

Ломоносов был страстным  патриотом,  поклонником  всего русского.  «Карл пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом,  французским с друзьями,  немецким с  неприятельми, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы,  что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность   италианского,   сверх  того  богатство  и  сильную   в изображениях   краткость греческого и латинского языка» – так про­никновенно писал Михаил Васильевич о родном языке. Михаил Васильевич вырабатывает новый литературный язык, систему стихосложения.

В зрелом возрасте Ломоносов становится приверженцем классического стиля в литературе, обращается к темам природы и  ее научного  познания,  родины,  мира,  выдающихся людей отечества – героев  «славы  вечной».   Излюбленными  становятся  свободолюбивые мотивы,  исторические сюжеты.  Поэт создает величественный, грандиозный образ России.

Классицизм характерен творчеству Д.И. Фонвизина, М.М. Хераскова, А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина. Здесь представлены все жанры – от оды до басни и комедии. Эти произведения отличают определенная нормативность, стройная, логическая композиция, высокий гражданский пафос.

Театр  ХVIII в.   вошел  в  историю  как «трагический, гражданских чувств и патриотических идей». В 1756 г. первый русский профессиональный публичный театр возглавил А.П. Сумароков, автор известных поэтических и драматургических произведений.

Театр  помещался  на Васильевском острове в Петербурге и  был открыт для всего городского населения, с одним с условием – «чтобы одеты  были не гнусно».  На подмостках сцены работали  прекрасные русские актеры, среди которых особое место занимает Ф.Г. Волков. Федор  Григорьевич  родился в  Костроме,  увлекался  музыкой, живописью,  чтением книг.  В 1750 г. в Ярославле собрал любительскую труппу, на основе которой и был создан первый профессиональный театр.

При подборе репертуара строго следовали требованиям классицизма. Жанры делились на высокие (трагедия,  героическая поэма, ода) и низкие (комедия, сатира, басня). Особое внимание уделялось трагическим моно­логам, которые следовало   произносить   с    подчеркнутой торжественностью. Актеры играли стоя. Сидеть на сцене могли только исполнители роли короля или царя, и то в исключительных случаях.

В  театре  Сумарокова такие роли поручали чаще всего  Волкову. Именно ему удавалось вдохнуть жизнь в длинные, порой слишком мно­гословные монологи.  Среди наиболее удачных актерских работ  Волкова – роль античного бога войны Марса в трагедии А.П. Сумарокова «Новые лавры».  Пьеса была поставлена в честь победы России в Семилетней войне.

 

Пластические искусства

Антропов Алексей Петрович
  Портрет Петра III
Чевакинский Савва Иванович
  Большой дворец в Петергофе
Растрелли Франческо Бартоломео
  Зимний дворец в Ленинграде
  Собор Смольного монастыря

Баженов Василий Иванович
  Дом П.Е. Пашкова в Москве
Старов Иван Егорович
Аргунов Федор
Этьен Морис Фальконе
  Памятник Петру I
Шубин Федот Иванович
  Портрет неизвестного

Левицкий Дмитрий Григорьевич
  Портрет П.А.Демидова
  Портрет М.А.Дьяковой
Рокотов Федор Степанович
  Портрет В.И.Майкова
  Портрет А.П.Струйской
Боровиковский Владимир Лукич
  Портрет М.И. Лопухиной
  Портрет торжковской крестьянки Христиньи
  Портрет Е.Н. Арсеньевой
  Портрет А.Б.Куракина
Аргунов Иван Петрович
  Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме

Лосенко Антон Павлович
  Прощание Гектора с Андромахой




Содержание