Поднимающий знамя

Гелий Михайлович Коржев-Чувелев

1957–1960

Триптих Г.М. Коржева «Коммунисты», состоящий из картин: «Интернационал» (1957–1958), «Гомер» (1958–1960) и «Поднимающий знамя» (1957–1958) – стал этапным явлением в истории советской живописи»

Картина «Поднимающий знамя», пожалуй, наиболее символична. Несмотря на сдержанность красочной гаммы, здесь улавливаются лаконизм и богатство содержания. Примечательно, что Коржев вообще в своих картинах не изображает каких-либо конкретных событий и героических личностей. В «Поднимающем знамя» художник воспроизводит фрагмент жизни коммуниста, борца революции, безымянного героя. Он поднимает красное знамя с булыжника серой мостовой, ставшей полем классовой битвы.

Словно вырывая из целостной панорамы фрагмент действия, Коржев приближает его к зрителю крупным планом. Рядом с главным героем картины, в нижней ее части, а также в верхнем правом углу, видны как бы «не вошедшие в кадр» тела его убитых товарищей. Невольно в воображении воспроизводится вся картина только что произошедшего здесь боя. Герой поднимает знамя, а это значит, что, вопреки обстоятельствам, он спасает честь революции и готов до конца выполнять свой долг. Его взгляд серьезен, руки, держащие знамя, сильны и напряжены.

«Значительность образа не определятся значительностью события, слава о котором должна звенеть в веках. Это внутренняя значительность человеческих поступков, мужества, верности, благородства» .


Искусство СССР в середине 50-х – середине 60-х годов Содержание