СССР в середине 50-х – середине 60-х годов:

пластические искусства

 

Живопись. Скульптура. В годы «оттепели» именно пластические искусства получили самый откровенный и болезненный удар. Уже при Сталине, вопреки указаниям, мастера упорно старались «оживить»  свои произведения. При первых намеках на свободу, художники отбрасывают иллюстративность и помпезность. В изобразительном искусстве складывается «суровый стиль». Появляются сдержанные, обобщенные формы, отвергающие всякую описательность. На первый план выходят эмоциональный строй картины, авторская позиция, психологические характеристики героев  (Н. Андронов «Плотогоны», В. Попков «Строители Братской ГЭС», братья Смолины «Полярники», «Стачка»). Все чаще художники обращаются к совсем уж непривычным темам – дом, семья, любовь.

По-новому зазвучала военная тема. Художник-шестидесятник Г. Коржев создает цикл картин «Опаленные огнем», куда вошли такие полотна как «Проводы», «Заслон», «Старые раны».  Война в работах Коржева – великая, бессмысленная трагедия, это мужество простого человека в самой экстремальной ситуации, это горькие воспоминания после ее окончания, это разломанные судьбы, порушенные надежды.

Г. Коржев. Мать.

Художник часто использует крупный план для усиления образной выразительности, углубления психологических характеристик героев. Все полотно картины «Мать» занимает измученная, седая женщина. Старая, рваная  телогрейка, съехавший с головы платок,  натруженные руки, покрасневшая от ветров и слез кожа, глубокие морщины от тягостных  дум и переживаний – каждая деталь кричит о безысходном горе, о безнадежности, о беспросветности.

«В рамках “сурового стиля” в разных ракурсах и непохожих стилевых контекстах разоблачался затянувшийся маскарад, снимался грим с участников призрачного  ликования, под которым обнаруживалось изрядно измученное человеческое лицо», – пишет О. Холмогорова.

Молодые художники попытались возродить традиции авангардизма, восстановить самоценность   произведений искусства, изобрести иные средства художественной выразительности. Все эти новшества  нашли отражение в многочисленных выставках, в т.ч. и в Московском Манеже, где в 1962 г. открылась экспозиция «30 лет МОСХа».

Никита Сергеевич вообще очень любил вмешиваться в любой вопрос, даже если вообще в этом ничего не понимал. Тем более что,  по утверждению Ф. Бурлацкого, это посещение выставки было подготовлено соответствующей справкой, где мало говорилось о проблемах искусства, зато цитировались «высказывания» художников о Хрущеве, которые его называли «Иваном-дураком на троне», «кукурузником», «болтуном». Никита Сергеевич шел на выставку с определенной целью – устроить художникам разнос, а тут еще  обнаружил, что социалистического реализма или почти нет, или совсем нет. Формальные эксперименты «левых» были категорически запрещены, «суровый стиль», после крупномасштабного разноса все же получил право на существование.

Станковая скульптура переживает те же изменения, что и живопись. Она старается освободится от парадности, помпезности и фальши. Внимание к человеку,  к его неповторимой индивидуальности, богатому духовному миру нашло свое выражение в образах таких известных скульпторов, как И. Слоним, В. Буякин, Д. Шаховский, В. Клыков. 

В монументалистике в начале 60-х стали отдавать предпочтение не пластике, а архитектурным формам. Одно из наиболее оригинальных сооружений – монумент в честь освоения космоса (установлен на Проспекте Мира в Москве). По замыслу скульптора А.П. Файдыша, архитекторов М. Барща и А. Колчина в этом величественном сооружении использован «металл будущего»,  шлейф и ракеты монумента облицованы титаном. В стилобате, под монументом был организован Мемориальный музей космонавтики.

При всей противоречивости «оттепели», этот период стал самым судьбоносным в советской истории. Здесь были заложены оппозиционные настроения, произошла переоценка ценностей. Величайшая заслуга этого времени в том, что был дан ответ на вопрос: «А что я мог сделать один?». На театральную сцену выходил актер и спрашивал: «А что я мог сделать один?», затем выходил следующий,  и следующий… И вот уже вся сцена заполнена и каждый спрашивает: «А что я мог сделать один?»

 

Неизвестный Эрнст Иосифович

Памятник Никите Сергеевичу Хрущеву на Новодевичьем кладбище

Маска скорби

Солдат пронзаемый штыком

Гелий Михайлович Коржев-Чувелев
Поднимающий знамя

Проводы. Из серии "Опаленные войной". 1967


 

Культура СССР в середине 50-х – середине 60-х годов Содержание