Культура СССР в середине 50-х – середине 60-х годов

Общие условия развития культуры. Скульптор Э. Неизвестный по просьбе  родственников Н.С. Хрущева  выполнил  надгробие на его могиле: бронзовая голова на фоне белого и черного мрамора. Более точно нельзя было охарактеризовать самого государственного деятеля и жизнь нашей страны в этот период, который называют «оттепелью», «славным десятилетием», периодом «волюнтаризма и субъективизма».

Никита Сергеевич Хрущев человек весьма противоречивый. Главную цель своей деятельности видел в том «чтобы дать мир и благосостояние нашему народу». Внешне наш «первый» очень был похож, по выражению Ф. Бурлацкого, на «крестьянина из среднерусской деревни», «когда он начинал говорить никто, даже он сам, часто не знал, чем кончит». Лидер громадного государства имел марксистско-ленинское образование. «Интеллигентиков» не любил, советов не спрашивал. Начал с реформ, со временем сосредотачивал в своих руках все больше власти, и, наконец, дошел до «Дорого Никиты Сергеевича». Действительно, Хрущев, «…ходил на двух ногах: одна смело шагала в новую эпоху, а другая безвылазно застряла в тине прошлого».

На Западе Хрущева ставили на одну ступеньку с Джоном Кеннеди и папой Иоанном ХХIII (миротворцем). ХХ съезд объявил о мирном сосуществовании двух систем, после Карибского кризиса научились идти на компромиссы. Начали разрабатывать новые принципы международных отношений (совещание в Хельсинки), основанные на экономическом, политическом и культурном сотрудничестве. СССР стал более открыт миру.

Во внутренней политике Никита Сергеевич приступил к «развернутому строительству коммунизма». Предполагалось, что светлое будущее наступит не далее как через 20 лет. Для этого, всего лишь, необходимо было выйти на первое место в мире по производству продукции на душу населения, достигнуть наивысшей в мире производительности труда, обеспечить самый высокий в мире жизненный уровень народа; перейти к коммунистическому самоуправлению; воспитать нового всесторонне развитого человека.

Экономические реформы начали с сельского хозяйства.  После смерти Сталина именно оно оказалось в самом плачевном состоянии. Введение материального стимулирования крестьян, поощрение личных подсобных хозяйств, освоение целины (при всей спорности этой акции) в первое пятилетие (1953–58 гг.) дало прирост сельскохозяйственной продукции на 34% (как в годы НЭПа). С крестьян сняли путы сталинского «крепостного права». Колхозники могли получить паспорта, стали вводить пенсии, ежемесячно выдавать аванс (раньше деньги платили раз в год).

После 1957 г. Никита Сергеевич пообещал американцам показать в сельском хозяйстве «кузькину мать», в короткие сроки «догнать  и  перегнать»  Америку по производству мяса и молока. Началось новое наступление на личные подсобные хозяйства, очередное раскрестьянивание селян. На убой вели молочный скот, запретили держать лошадей. Затем, из самых лучших побуждений, последовал указ повсеместно сеять кукурузу, выкупать поношенную дорогостоящую технику. Сельское хозяйство окончательно разорили. В результате – перебои с продуктами питания в городах, естественное недовольство трудящихся, которое в Новочеркасске завершилось кровопролитием.

Хрущев провозгласил крупные социальные программы. Увеличились ассигнования на жилищное и коммунальное строительство. С восторгом люди из полуподвальных помещений и коммуналок переселялись в отдельные квартиры, «хрущевки».  Никогда, ни до, ни после в СССР не было таких темпов строительства жилья. Это несколько снизило остроту жилищной проблемы, но отнюдь не решило ее.

Социальная программа предусматривала расширение производства товаров народного потребления, в т.ч. холодильников, телевизоров, стиральных машин. Однако руки до этого так и не дошли. Упор по-прежнему   делался на группу «А» (снова «станки – ради станков»). Научно-технический прогресс был поставлен на службу обороне и космоса.

Полным провалом обернулась реформа управления – создание территориальных министерств (совнархозов), разделение райкомов и обкомов партии на промышленные и сельскохозяйственные. Вместо коммунистического самоуправления получилась полная неразбериха, каждый тянул «одеяло» на себя, произошел разрыв межрегиональных хозяйственных связей, значительно увеличился бюрократический аппарат, система управления стала «не управляемой».

Экономические и социально-политические реформы не могли быть удачными. Они проводились только из хороших побуждений, были лозунгами, не были научно обоснованы и просчитаны. Слово «социализм» произносилось как заклинание, с полной уверенностью, что все сделается само по себе.

Политические реформы так же оказались половинчатыми. Н.С. Хрущев выступил с докладом о культе личности на ХХ съезде, сломал репрессивную машину, закрыл ГУЛАГ. При этом неустанно повторял «нашего Сталина мы не отдадим никому». Так и не решился опубликовать доклад, хотя о нем все знали. Об изменении системы никто даже не помышлял. Справедливым считалось, продолжать гонения на церковь, атеистическая пропаганда стала еще более жесткая, чем прежде.

Демократизация затронула и  национальный вопрос. Ни о какой полной самостоятельности речь не шла. Но все же, национальные республики начинают чувствовать себя увереннее и самостоятельнее.  Неудивительно, что именно в это время происходит становление национальных художественных школ.

Самое важное, что основная масса населения, в очередной раз, искренне поверила. Поверили «простые смертные»: «Раньше, честное слово, совсем не воровали. В начале шестидесятых, – вспоминает работница мясокомбината, – какой-то энтузиазм был. Веселыми, счастливыми были, верили, что живем лучше всех». Верили и те, кто имел несколько образований, выезжал за границу и видел разницу в техническом развитии. Верили даже подвергавшиеся гонениям: «… твердо знаю, что социализм – дело одного – двух десятилетий», – передает слова А. Арзумяна, директора Института мировой экономики и международных отношений,  Ф. Бурлацкий.

В общественном сознании центральное место занимает идея обновления общества. Люди живут верой в возможность духовного раскрепощения личности, ожиданием демократических перемен, надеются реанимировать главный принцип, характеризующий демократический строй: «закон должен быть сильнее власти».

Впервые за годы советской власти стали говорить о проблемах культуры. Прозвучала тревога о состоянии памятников в СССР, об уничтожении храмов, могил, картин, икон, старинных книг. Не только широкому читателю, но и специалистам были недоступны многие работы по философии, истории, искусству. Речь шла и о том, что советские музеи,  в большинстве своем, влачат жалкое существование. Работники культуры получают унизительно низкую зарплату.

Правительство не собиралось отменять контроль за духовным состоянием общества. Руководство СССР было уверенно, что всесторонне развитая личность, прежде всего, идейно подкованная, боготворящая партию и социалистические ценности, а если и колеблется, то «только с линией партии».  О чем и шла речь на встречах партийных руководителей с деятелями культуры в 1957, 1962, 1963 гг.,  где по–отечески (не то что при Сталине)  напоминали, что творчество должно быть идейно выдержанным. По сути же, преследовалась та же цель: полностью подчинить интеллигенцию партийному влиянию.

Кстати, страх глубоко въелся в души. Не у многих хватило мужества отстаивать свою точку зрения до конца, начали каяться и выражать искреннюю признательность за «добрую, отеческую критику Никиты Сергеевича». Но «джина уже выпустили из бутылки». В стране во всех слоях общества нарастают оппозиционные настроения. Протест против сложившейся системы высказала (порой неосознанно), молодежь. Появились стиляги, «твист», джаз, узкие или, наоборот, широкие брюки, необычные прически.

И снова начинается «закручивание гаек», усиление партийного контроля. Это была только «оттепель». Но она разбудила общество, открыла человека, вывела на первое место личное, а не коллективное.   

Образование. Перестройка структуры народного образования проводилась в соответствии с предложениями Н.С. Хрущева, изложенными в сентябре 1958 г. Речь шла как о количественных, так и о качественных изменениях. По всей стране, включая национальные окраины, быстрыми темпами возводились новые общеобразовательные учреждения, открывались высшие учебные заведения.

Вместо существовавшей семилетки была создана обязательная восьмилетняя политехниче­ская школа. Среднее образование молодежь получала, оканчивая либо школу рабочей или сельской молодежи (без отрыва от производства), либо среднюю трехгодичную трудовую общеобразовательную школу (с производственным обучением), либо техникумы, работающие на базе восьмилетки.

Укрепление связи школы с жизнью вылилось в подготовку мо­лодого поколения к активному участию в общественном производстве, вооружением его трудовыми навыками. Были введены новые учебные предметы: труд, практические занятия в мастерских и т.п. Выпускники получили вместе с аттестатами зрелости и свидетельства о присвоении специальности. Учебные заведения, по-прежнему оставались центрами коммунистического воспитания, с едиными учебниками и программами.

Передовые советские педагоги мечтали совсем о другой реформе. В.А. Сухомлинский, которого позже обвинили в недопустимом педагогическом свободомыслии, «абстрактном гуманизме», предложил сместить акценты в сторону развития творческих способностей учащихся, изменить методику  обучения и воспитания.  Педагоги прекрасно понимали, что весь мир уходит от ручного труда, успехи народного хозяйства в недалеком будущем будут зависеть от количества и качества научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, опытных заводов. «Оттепель» положила начало деятельности целой плеяды педагогов – новаторов.

Наука сделала громадный шаг вперед. Быстро стала расти сеть научно-исследовательских институтов, открывались крупные лаборатории, обсерватории. Научно-исследовательские базы выросли в Якутии, на Сахалине, в Восточной Сибири, Дагестане, Крыму. Большое значение имело создание нового центра в районе Новосибирска.

Научный мир получил возможность более тесного взаимодействия с коллегами из других стран. В состав АН СССР были избраны свыше 40 видных ученых Америки, Европы и Азии. В тоже время многие академики и профессора Советского Союза стали почетными членами национальных академий, обществ и ряда университетов различных государств.

Серьезное внимание уделялось изучению природных богатств земли. На востоке страны были открыты новые алмазные месторождения, богатые залежи каменного угля, железных руд, молибдена, титана. Организовывались научные станции в Заполярье с целью изучения  климата и природы Ледовитого океана. Впервые в истории СССР в широких масштабах развернулись исследовательские работы в стране вечного холода – Антарктиде. Несколько хорошо оснащенных экспедиций было направлено к Южному полюсу.

Воссоздавались и те отрасли наук, которые еще вчера объявлялись лженауками. Многие ученые поверили, что период мракобесия закончился. Хотя Лысенко и при Хрущеве оставался в почете. В области автоматики и телемеханики признанным лидером стал ака­демик В.А. Трапезников. Развивается   кибернетика (школа академика А.И. Берга). Академики Е.О. и Б.Е. Патоны оставили позади все страны в области техники сварки. Коллектив научных работников под руководством акаде­мика С.А. Лебедева взялся за создание быстродействующих электронных машин. Исследования в области полупроводников возглавил прославленный академик  А.Ф. Иоффе.

Особая роль отводилась химии. Она была признана тем звеном, потянув за которое можно вытащить всю цепочку научно-технического прогресса. Программа химизации народного хозяйства была очень обширной. Она включала увеличение выработки синтетических смол, пластических масс, химических волокон, намечалось повысить производство минеральных удобрений, создание крупных производственных комбинатов с полной переработкой сырья. Развитие химии повлекло за собой расширение добычи нефти и газа.

В период семилетки эта отрасль достигла действительно значительных успехов. Заново было построено свыше 500 заводов и крупных химических производств, а на большинстве действующих предприятий проведена реконструкция на новой технической основе. В тоже время, экологические вредные предприятия строились без очистных сооружений, сбрасывали отходы в реки и озера, в сельском хозяйстве увлеклись применением пестицидов. Очень скоро стало понятно – природе и человеку наносится непоправимый ущерб.    

Важные открытия были сделаны в медицине. 300 научно-исследовательских институтов и лабораторий приступили к разрешению проблемы долголетия. Исчезли такие страшные болезни, как чума, холера, тиф, оспа, цинга, малярия. Академик Петровский впервые в Союзе в 1965 году начал серию пересадок почек от живых доноров-родственников.

Значительные капиталовложения были затрачены на дальнейшее развитие техники, вооружения, проведения атомных исследований. В новых условиях продолжает работать А.Н. Туполев. Вышел на трассы первый в мире реактивный пассажирский лайнер «ТУ–104», совершивший настоящую революцию в авиации, в связи с чем, Туполев стал лауреатом Ленинской премии.  Затем последовала легендарная серия – «ТУ» (114, 134…),  в т.ч. и сверхзвуковые самолеты.

Целиком отдал себя новой и неизведанной еще отрасли науки  ракетостроению С.П. Королев, выпускник МВТУ. Он стал конструктором первых ракетно-космических систем. В тяжелые годы войны, будучи «вредителем и шпионом», лично проводил испытания ракетных ускорителей на серийных боевых самолетах.

4 октября 1957 г. с помощью ракеты, созданной под руководством Королева, был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли. Началась величественная эпопея освоения космоса. Русское слово «спутник» сразу вошло в языки всех народов мира.

Запуски следовали один за другим, ракеты достигали поверхности Луны,  межпланетная станция направилась в район Венеры. В космосе побывали собаки, растения, насекомые. Изучение Вселенной способствовало рождению новой отрасли науки – физики космоса.12 апреля 1961 г. выведен на орбиту первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилот-космонавт майор Ю.А. Гагарин открыл новую эру непосредственного освоения космоса человеком. В 1963 г. космический корабль  «Восток – 6» пилотировала первая в мире женщина-космонавт В.В. Терешкова.

Продолжаются исследования в области атомной энергии. Отрадно, что именно СССР первым начал говорить о необходимости  запрещения атомного и водородного оружия. И.В. Курчатов на XX съезде КПСС подчеркнул, что в случае их массового применения у человечества не будет шансов выжить. Атомная энергия должна использоваться только в мирных целях.

27 июня  1954 г.  в городе 06нинске, под Москвой, была пущена первая в мире атомная станция (проект возглавил  Д.И. Блохинцев). В августе 1956 г. на Ленинградской верфи был заложен атомный ледокол «Ленин», а в декабре 1957 г. его уже спустили на воду.

Меньше повезло общественным наукам, им категорически было запрещено выходить за рамки марксизма-ленинизма и принципа партийности. Перестала развиваться отечественная философия. Вышли в свет многотомные исследования «Всемирной истории», «Истории Великой Отечественной войны Советского Союза (1941–1945 гг.)», «История СССР с древнейших времен до наших дней» (12 томов), Большая советская энциклопедия. Они содержали богатейший фактический материал. Но были выдержаны в марксистско-ленинском стиле. 

В тоже время, из уст всех передовых советских ученых звучала тревога по поводу явной недооценки роли науки. Ее рассматривали лишь как инструмент для разрешения насущных  трудностей, стоящих перед народным хозяйством. Правительство забыло (или не знало), что передовая наука не может идти на поводу у практики, она должна изучать закономерности окружающей нас природы, создавать принципиально новые направления в развитии материальной и духовной культуры общества.

П.Л. Капица в своих письмах руководству страны указывал на многочисленные факты губительного отношения к науке, когда изобретения или открытия, значительно опережавшие зарубежную технику «мариновались» до тех пор, пока их не осваивали за границей. У партийных руководителей не хватало знаний, чтобы по достоинству оценить перспективность исследований в самом их начале. Советские ученые были обречены бесконечно догонять зарубежных коллег. 

Основные тенденции  литературе и искусстве.  В период «оттепели» в противоборство вступают две основные тенденции. Первая соответствует требованиям метода социалистического реализма. В рамках второй – появляются произведения, правдиво отражавшие историю советской власти, затрагивающие философские, эстетические, социально-психологические, морально-нравственные проблемы, исследующие личность в конкретной ситуации. Вновь оживает авангард.

Относительная свобода вызвала к жизни творческие дискуссии. Рождаются неординарные издания – альманах «День поэзии», журнал «Юность» и многие другие. Весьма популярными становятся выступления, встречи, концерты.

Происходит становление национальных художественных школ. Вошло в традицию проводить массовые праздники песни и танца, встречи мастеров искусств союзных республик. В Москве регулярно проходят декады литературы и искусства разных национальностей.

С каждым годом расширялись зарубежные связи мастеров советского искусства. С блеском высту­пали за рубежом скрипачи Д. Ойстрах и Л. Коган, пианист С. Рихтер, дирижеры Е. Мравинский и К. Иванов, балет Большого театра, грузинский ансамбль народного танца,  танцевальный коллектив «Березка» и многие другие.

Партийные органы остались главными опекунами художественного творчества. И в годы «оттепели» периодически пользовались старыми методами руководства, в ходу  были запреты, публичные разносы. В 1955 г. ЦК КПСС и Совет Министров приняли постановление об устранении излишеств в архитектуре и строительстве. Зодчество было вычеркнуто из списка муз и не оправилось от этого удара и по сию пору.

Литература. В рамках социалистического реализма выходят в свет  идеологические выдержанные романы В. Кочетова «Молодость с нами», «Братья Ершовы», «Секретарь обкома», И. Шевцовой «Тля», пьесы А. Корнейчука и А. Софронова, стихи и поэмы Н. Грибачева, С. Смирнова.

Однако особый интерес у читающей публики вызвали «возвращенные» произведения М. Булгакова, М. Зощенко, С. Есенина, А. Ахматовой, М. Цветаевой, В. Хлебникова, Б. Пастернака, Б. Пильняка.

Оглушительный успех ожидал роман В.Д. Дудинцева «Не хлебом единым». Автор, в центр внимания, по сути, поставил два мотива: закономерность страшного «Китеж-града» и  случайность выживания при этом всего инакомыслящего, творческого, желающего своему народу блага. Тогда же, роман был подвергнут уничтожающей критике как политически вредный, искажающий нашу действительность. «Изничтожение» произведения «благословил» и Н. Хрущев в выступлении на III съезде писателей (1959 г.), хотя заметил, что читал роман «без булавки» (без взбадривания, чтобы не заснуть). 

Новый уровень жизненной и художественной правды задал А.И. Солженицын повестью «Один день Ивана Денисовича». В это же время Солженицын завершил роман «В круге первом», с таким «взывчатым», по словам автора, содержанием, что он не решился пустить его даже в Самиздат. После «Одного дня Ивана Денисовича», автор получил целый поток писем. Документальные свидетельства бывших узников вошли в обобщающее произведение о лагерной жизни «Архипелаг ГУЛАГ», опубликованное за рубежом в 1974 г. За что  писатель был выслан из СССР.

Лагерную тему продолжил В. Шаламов, поэт, прозаик, блестящий теоретик литературы, долгие годы проведший в колымских лагерях. После реабилитации печатал стихи, очерки, зарисовки. Рассказы Варлама Тихоновича постоянно возвращали. Только в 1987 г. появились первые публикации его прозы, уже после смерти автора. Цель «Колымских рассказов», как считал автор,  поведать о страданиях обитателей сталинских лагерей, о «людях без биографии»,  о судьбе «мучеников, не бывших, не умевших и не ставших героями».

В годы «оттепели» впервые прозвучала правда о русской деревни. Г. Троепольский в цикле «Из записок агронома», В. Овечкин в «Районных буднях» показали нищету, развал жизни, рассказали о том, как проводили коллективизацию. А. Твардовский в поэме «За далью даль» впервые говорит о культе личности Сталина.

М. Шолохов («Судьба человека»), Ю. Бондарев («Батальоны просят огня», «Последние залпы»), Г.Бакланов («Девять дней», «Южнее главного удара», «Пять земли»), В. Астафьев («Звездопад»), В. Быков («Третья ракета», «Фронтовая страница») попытались сказать и правду о войне. Если проблема ответственности человека за судьбу Родины была привычной, то тема ответственности за человека прозвучала впервые.

Это было военное поколение и они, разумеется, помнили настоящую войну: неудачные бои, ошибки командования, бессмысленные потери. Так называемая «лейтенантская проза», в центре которой были отдельные судьбы с их фронтовыми переживаниями и размышлениями стала «первой ласточкой» в осмыслении подлинных уроков и итогов войны.

Одно из следствий «оттепели» – «поэтический бум». Широкому читателю стали доступны сборники Ахматовой, Пастернака, Цветаевой, Заболоцкого. Сборники не доходили до прилавков, залы не вмещали всех желающих послушать стихи. Жаждущая публика собиралась у памятников, где с импровизированных трибун выступали и маститые и молодые, никому не известные поэты.

Поэты спешили выговориться. Е. Евтушенко со всей откровенностью писал о Бабьем Яре, требовал «из наследников Сталина Сталина вынести». Правда, очень быстро стало понятно, что ничего кроме разрешенного появиться не может (лучшие стихи Евтушенко так и не были напечатаны).  В творчестве поэтов зазвучали ностальгические нотки по настоящей свободе (А. Вознесенский «Плач по двум нерожденным поэмам). 

Логично, что на фоне «поэтического бума» рождается жанр, остающийся одним из популярнейших и до настоящего времени – самодеятельная или авторская песня.  Тогда ее центром стал Московский педагогический институт. Юрий Визбор, Юлий Ким, Ада Якушева, Владимир Чернов, студенты этого вуза писали песни о романтиках, мечтателях, бродягах с рюкзаком и гитарой, презирающих уют и мещанский быт.

Как уже говорилось, полной свободы не было и не могло быть, поскольку система осталась не тронутой. Запретили публикацию  «Доктора Живаго» Б. Пастернака, а когда роман вышел за границей и был удостоен Нобелевской премии, началась открытая травля автора. Его  заставили отказаться от премии,  исключили из Союза писателей.

В мае 1956 г. на подмосковной даче застрелился кандидат в члены ЦК КПСС, секретарь Союза писателей А. Фадеев. «Не вижу возможности дальше жить, так как искусство… загублено самоуверенно-невежественным руководством партии…», – говорил писатель-большевик в предсмертной записке. Официальная печать причиной смерти автора романов «Разгром» и «Молодая гвардия» назвала очередной приступ алкоголизма.

Дозированная свобода привела к тому, что в 1959–61 гг. появляются первые «самиздатские» журналы «Синтаксис» и «Феникс», в последнем появляется криминальная статья А. Терца «Что такое социалистический реализм».

Кино  поистине оставалось самым массовый вид искусства. Посчитали, что  за один 1963 г. на киносеансах в СССР побывало около 4 млрд. зрителей, из них 1,5 млрд. – в сельской местности. Однако кинофильмов выпускалось слишком мало, и они явно не отвечали запросам времени. В 1959 г. было принято решение о создании различных творческих объединений. В работе кинематографистов появился элемент состязательности. В течение одного 1961 г. было выпущено более 100 худо­жественных лент.

Как самый оперативный вид искусства, кинематограф одним из первых откликнулся на перемены. Сложные переплетения судеб героев, право человека на ошибку, утверждает кино «оттепели».  Несколько притупился критерий глубокой партийности. В фильмах послышалась нота нормальной человечности, искренность. Кажется, что всякий фильм делался с намерением заново открыть мир, ценилась достоверность и повседневность.  На первое место выходит «интеллектуальное» кино, где документализм соседствовал со значительной условностью языка.

С триумфом демонстрировались на экранах СССР и мира (в 1963 г. советские картины увидели в 100 странах)  фильмы «Тихий Дон» С. Герасимова, «Судьба человека» С. Бондарчука, «Летят журавли» М. Калатозова, трилогию «Хождение по мукам» Г. Ро­шаль, «Сережа»  Г. Данелии и И.Таланкина, «Сорок первый», «Баллада о солдате» и «Чистое небо» Г. Чухрая, «Девять дней одного года» М. Ромма.

Театр. Музыка. В начале 60-х годов две трети репертуара театров составляли спектакли, поставленные в рамках социалистического реализма. Популярностью пользовались пьесы «Крылья», «Над Днепром» А. Корнейчука, «Иркутская история», «Город на заре» А. Арбузова, «Все остается людям» С. Алешина. Осталась традиция шефских концертов. Многие театры выезжали на новостройки, в колхозы и совхозы Целинного края, в Сибирь.

Студию молодых актеров организовал О. Ефремов. На ее основе рождается театр «Современник». Здесь была поставлена пьеса «Два цвета» драматургов А. Зака и И. Кузнецова. Театр первым нарушил традиции соцреализма. Герой в конце погибал, что окрашивало спектакль в трагические тона. С легкой руки О. Ефремова и его товарищей по «Современнику» в нашу жизнь вошло сочетание «дети ХХ съезда».

Во всех жанрах  музыкального творчества главными стали темы прошедшей войны, укрепления  мира, отечественной истории. Крупные произведения были созданы в области симфонической музыки (Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хача­турян). Появились оперы Д. Кабалевского «Семья Тараса», С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке». Широко известными стали песни композиторов А. Новикова, И. Дунаевского, В. Соловьева-Седого, Э. Колмановского, В. Мурадели.

«Оттепель» предоставила новые возможности для экспериментов и в музыкальном творчестве. Исключительно популярной становится джазовая музыка. Открывается первое в Союзе джазовое кафе «Молодежное». Здесь не было эстрады. Даже специально нанимали комсомольцев-дружинников, которых сажали на место танцующих, объясняли, что под эту музыку танцевать нельзя, ее надо слушать. Позже появились другие джазовые кафе («Аэлита», «Синяя птица», «Ритм» и др.), где  собирались поэты, художники, писатели, космонавты – единомышленники, разбуженные «оттепелью». 

Музыкальные молодежные группы старательно подражали своим иностранным собратьям: широкие брюки, тонкие галстуки, рубашки «бати даун» с планкой, прически «аэродром». Конечно, это был социальный и культурный протест. Лауреат международного джазового фестиваля А. Козлов  вспоминает, что музыканты серьезно изучали древнерусскую культуру, русские народные песни, православие, считали, что «русский человек тем более будет русским, чем больше он будет знать о других культурах…». И правительство и советские обыватели были шокированы новым явлением.

 

При всей противоречивости «оттепели», этот период стал самым судьбоносным в советской истории. Здесь были заложены оппозиционные настроения, произошла переоценка ценностей. Величайшая заслуга этого времени в том, что был дан ответ на вопрос: «А что я мог сделать один?». На театральную сцену выходил актер и спрашивал: «А что я мог сделать один?», затем выходил следующий,  и следующий… И вот уже вся сцена заполнена и каждый спрашивает: «А что я мог сделать один?»

 

Пластические искусства

Неизвестный Эрнст Иосифович

Памятник Никите Сергеевичу Хрущеву на Новодевичьем кладбище

Маска скорби

Солдат пронзаемый штыком

Гелий Михайлович Коржев-Чувелев
Поднимающий знамя

Проводы. Из серии "Опаленные войной". 1967



Содержание