Вечная Россия 

Глазунов Илья Сергеевич

1988

"В сотнях тысяч репродукций разошлась по всему свету одна из центральных для творчества художника картина "Вечная Россия". И снова, как и в "Мистерии XX века", мы должны отметить истинное новаторство творческой воли художника который показывает нам в одной картине всю историю России.

Мировое искусство не знает примера подобной картины как по своему содержанию, так и по своей сложности. Один из зрителей, помнится, мне на выставке сказал: "Боже мой, сколько силы у этой картины! Я ощущаю гордость, что я родился русским! Многие здесь на выставке спрашивают: "А кто это? А кто это?" И это прекрасно, что зрители начинают многое узнавать о России и чувствовать свою сопричастность нашей Великой Истории".

Следует отметить, что в этой картине Глазунов выступает прежде всего как историк, видящий истоки русского славянского племени в седой древности "Ригведы" и "Авесты". В древнерусском искусстве, а точнее в искусстве церковных фресок, кто-то из дореволюционных критиков нашел хорошее слово — "ковровый". И в самом деле, драгоценный покров колористического решения этой великой картины Ильи Глазунова поражает даже его врагов. Ведь размер картины 3 х 6 м. Глазунову, в отличие от его многих коллег, никогда не давали государственных заказов. Подлинная слава великого художника стала следствием многотысячных очередей зрителей на его выставки у нас и за рубежом. В свое время западногерманский "Шпигель" написал: "Кто против Глазунова, тот против России".

Необычные замыслы художника, историка и философа, воплощаются в поражающие своей красотой музыкальные цветовые созвучия подлинного колориста, которому доступны самые смелые ракурсы, группировки людей и ритмы композиции.

Сегодня по многообразию творческих устремлений и свершений равных Илье Сергеевичу Глазунову нет!

Историк — это тот, любит повторять художник, кто оперирует документами, а не идеологическими догмами. "Всю мою сознательную жизнь я занимаюсь историей. И вот почему. Я не могу согласиться со многими концепциями наших историков-антирусистов, продолжающих развивать расистские бредни немецких ученых — Шлецера и компании. Не могу согласиться с Л. Гумилевым, которого сегодня поднимают на щит, и другими. Всегда ненавидел марксизм-ленинизм, утверждавший, что у пролетариев нет Отечества и что история есть борьба классов. Повторяю, я опираюсь на документы и на преданные сегодня забвению работы русских историков XIX века. Начиная с гениального Ломоносова, Егора Классена, Гильфердинга, Ивана Забелина, а также умершего не так давно в Австралии профессора Парамонова, известного у нас под псевдонимом "Сергей Лесной".

Картина "Вечная Россия" — учебник русской истории в ее подлинном величии, песнь славе нашей державы. Говорили, что "иконы — это книги для неграмотных". Картины Глазунова — это открытые книги для всех, кто хочет знать и лучше понимать Россию".

http://www.glazunov.ru/RU/000_bibliogr.htm

Илья Глазунов

«...Бесспорна в своей точной проникновенной характеристике работа Глазунова «Петербург Достоевского» (1970), показывающая характерный пейзаж города, описанный в «Преступлении и наказании», «Идиоте» и других его романах. Мрачная вереница казенных домов, отражающаяся в холодных водах канала, пустынность улиц с одинокими съежившимися фигурками, промозглая сырость булыжной мостовой, стихия осеннего неба – весь этот типично петербургский пейзаж одухотворен внутренней жизнью героев Достоевского».


Глазунов Илья Сергеевич Искусство СССР в 1985–1991 годах Содержание