СССР в 1985–1991 годах: пластические искусства

Изобразительное искусство. Гласность дала возможность рассекретить творчество авангардистов, «андеграунда», художников и скульпторов  эмигрантов, таких как  М. Шемякина, Э. Неизвестного.

Была снята опала с Ильи Глазунова, мастера широко признанного в Европе и Америке, почетного члена испанских Королевских Академий изящных искусств св. Фернандо и св. Георгия, обладателя премии имени Джавахарлала Неру, руководителя мастерской портрета Московского художественного института имени В.И. Сурикова, ректора Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества, одного из организаторов Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, создателя и первого директор Всесоюзного музея декоративно-прикладного искусства в Царицыне.

Диапазон творческих интересов художника чрезвычайно широк. Он писал портреты Индиры Ганди Урхо Кекконена, Сальвадора Альенде, короля Швеции, Джины Лоллобриджида,  Давида Сикейрос, Мирей Матье. Стал одним из выдающихся иллюстраторов русской литературы. Работал с произведениями Лермонтова; Лескова, Куприна, Островского, Некрасова, Гончарова,  Достоевского. Художник создал декорации и костюмы к операм «Князь Игорь» Бородина, «Пиковая дама» Чайковского, балету «Маскарад» на музыку Хачатуряна.

На Родине Глазунова много лет не принимали в Союз художников. Сложной оказалась судьба многих его работ. Долгие годы в мастерской хранилось огромное полотно «Мистерия XX века», где автор дает свою оценку времени:  Сталин – в море крови, царь Николай II с расстрелянным царевичем на руках, здесь же целый ряд известнейших общественно-политических деятелей, в том числе и Солженицын. Выставку, на которой должна была экспонироваться «Мистерия», соглашались открыть лишь при условии, что вместо Солженицына художник напишет портрет Л.И. Брежнева. Глазунов отказался и выставка не состоялась.

В.П. Балабанов. «Космический дуэт».

Интересны работы народного художника РСФСР В.П.  Балабанова. Его композиции – это всегда небольшой рассказ. Каждой картине автор старается придать литературную жизнь. Балабанов тяготеет к самым неожиданным трансформациям событий и предметов. Попытка синтеза реального с фантастическим совершенна очевидна в картине «Космический дуэт», сюжет которой подсказал фильм «Солярис».

 

Перестройка предоставила художникам абсолютную творческую свободу. И, как никогда, стала очевидна закономерность – чем больше запретов, тем больше интереса. Если раньше людям не давал покоя подпольный «андеграунд», то теперь все больше внимания привлекают произведения, где акцент ставится не на политических проблемах, а на общечеловеческих ценностях.

 

Гласность привела к неожиданным открытиям. Никто не подозревал, что в СССР, где коллекционирование не поощрялось, существуют частные коллекции подлинно музейной ценности. При Советском фонде культуры появляется клуб коллекционеров. Под его эгидой прошли выставки в Москве и Ленинграде, во многих столицах за рубежом. Оказывается, у нас сохранилась традиции меценатства. Известный врач А.Я. Абрамян несколько лет назад подарил свое собрание Еревану, на ее основе возник музей русского искусства. В Москве при ГМИИ им. Пушкина создан музей частных коллекций, куда отдали или завещали свои коллекции такие знаменитые собиратели, как И. Зильберштейн и А. Рамм.

Перестройка, при всей своей противоречивости, открыла новые возможности для дальнейшего развития русской культуры.

 

Глазунов Илья Сергеевич
Размолвка
Вечная Россия, 1988
Разгром Храма в Пасхальную ночь
Старик, 1953

Ф.М. Достоевский. Ночь, 1992

Христос и Антихрист, 1999

Голгофа. Часть триптиха "Легенда о Великом Инквизиторе". Иллюстрация к роману Ф. Достоевского "Братья Карамазовы", 1983

Михаил Михайлович Шемякин 

Карнавал в Санкт-Петербурге, 1993

Крыса, марширующая с сосисками, 1995

Поцелуй

Памятник Петру I, Петербург

Казак, 1998, бронза

Зураб Константинович Церетели

Скульптурно-пространственная композиция "Святая Нина" (высота - 19 м). Тбилиси (Грузия), 1988-1994

Памятник "300 лет Российского флота" или "Петр 1" (высота - 96 м). Москва (Россия), 1997

Чарли Чаплин. Бронза, высота 3 м, 2005

Памятник князю Олегу Рязанскому. Россия, Рязань, 2007

Сон

 




Культура СССР в 1985–1991 годах Содержание