До окончания приема заявок на соискание премии Президента для молодых ученых осталось меньше месяца

15 октября Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию завершает прием документов на соискание премии Президента в области науки и инноваций для молодых ученых за 2020 год.

Премия является высшим признанием заслуг молодых ученых и специалистов перед обществом и государством. Она присуждается за результаты научных исследований, внесших значительный вклад в развитие естественных, технических и гуманитарных наук, за разработку образцов новой техники и прогрессивных технологий, обеспечивающих инновационное развитие экономики и социальной сферы, а также укрепление обороноспособности страны.

Регистрация представлений на соискателей премии Президента и приём прилагаемых к ним материалов в электронном виде производятся на сайте Российского научного фонда. Оформление представлений, научные исследования и разработки которых содержат информацию ограниченного доступа, устанавливаются с учетом положений законодательства Российской Федерации, и доставляются также через филиал отдела по обеспечению фельдъегерской связью Администрации Президента, без регистрации на сайте РНФ.

Бумажные оригиналы представлений на соискателей премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых учёных направляются в Совет при Президенте по науке и образованию заказным почтовым отправлением по адресу: 103132, г. Москва, Старая площадь, д. 4, с пометкой: «В Управление Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике. На соискание премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых учёных за 2020 г.». Телефоны для справок: (495) 606-19-38, (495) 606-24-87, (495) 606-06-51, (903) 969-92-46.

Передача бумажных оригиналов представлений возможна также через филиал отдела по обеспечению фельдегерской связью Администрации Президента Российской Федерации по адресу: г. Москва, Старая площадь, д. 2/14, подъезд 1А (окно «прием служебной корреспонденции»), с понедельника по пятницу (включительно), кроме праздничных дней, с 9:00 до 17:00 (материалы передаются по реестру с круглой печатью организации, ее полным наименованием, адресом и контактными телефонами, с записью: «В Управление Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике. На соискание премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых учёных за 2020 г.»).

Подробнее с порядком подачи документов и требованиями можно ознакомиться здесь:
Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах рекомендует при подаче документов на соискание премии Президента в области науки и инноваций для молодых ученых воспользоваться формами самопроверки
Запись вебинара о подготовке заявки на соискание Премии Президента по ссылке.
Также доступны материалы, содержащие информацию о процедуре подачи заявки, и ответы на наиболее частые вопросы. 
Более подробно о премии Президента России в области науки и инноваций для молодых ученых можно узнать из соответствующих разделов на сайте.

16 сентября в рамках «правительственного часа» в Государственной Думе РФ выступает Министр науки и высшего образования.
Валерий Николаевич Фальков рассказывает депутатам о готовности системы высшего образования к организации образовательного процесса в изменившихся условиях.


С 11 по 13 сентября в Парке Горького и на других площадках Москвы пройдет первая «Российская креативная неделя»! За три дня состоится более 500 мероприятий: бизнес-форум, перформансы, выставки, лекции и многое другое. В программе объединены 14 креативных направлений, среди кураторов Владимир Познер, Тереза Мавика (фонд V-A-C), Антон Городецкий (PLAYER ONE (MY.GAMES), искусствовед Николай Палажченко, Ани Асланян (телеграм-канал @blockchainrf) и другие.

Собрали для вас топ самых интересных событий в Парке Горького:

🔶 Дискуссия «Будущее российского кинематографа» с Федором Бондарчуком, Тимуром Бекмамбетовым и Ильей Стюартом;

🔶 Дискуссия «Городская архитектура глазами деятелей дизайна, культуры и спорта» с Викой Газинской и Владимиром Машковым;

🔶 Дискуссия «Public art в России: практика и перспективы» с художниками Мишей Мостом, Кириллом Кто и Сабиной Чагиной (творческое объединение «Артмоссфера»);

🔶 Дискуссия «Почему все сходят с ума от подкастов? Это новый пузырь или новая реальность?» с главным редактором Кинопоиска Лизой Сургановой и продюсером подкастов Яндекс.Музыки Ильей Карпухиным;

🔶 Stand Up от комика, сценариста и продюсера Александра Незлобина;

🔶 Дискуссия «Культуртрегер: роль институций в развитии креативных индустрий»: среди спикеров Тереза Мавика, директор музея «Гараж» Антон Белов.

Это лишь малая часть того, что можно посетить в рамках Недели. Информацию о регистрации на события ищите в аккаунте @russiancreativityweek и на официальном сайте creativityweek.ru. Ключевые мероприятия будут доступны в онлайн-формате.


Конкурс грантов Президента Российской Федерации для молодых учёных

Минобрнауки России совместно с Советом по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации объявляет конкурсы на получение грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых ученых – кандидатов наук и докторов наук на 2021-2022 годы. Заявку на участие можно подать с 9 сентября по 13 октября.

Конкурсы проводятся для государственной поддержки:

  • научных исследований под руководством молодых (до 35 лет) российских ученых – кандидатов наук. Принимаются работы, связанные с развитием тем кандидатских диссертаций, отличающиеся значительной научной новизной, свидетельствующие о заметном вкладе молодых учёных в развитие науки и техники и об их творческом даровании, а также связанные с подготовкой докторских диссертаций;
  • научных исследований под руководством молодых (до 40 лет) российских ученых – докторов наук. На конкурс могут быть представлены работы, связанные с развитием тем докторских диссертаций.

Заявки принимаются по направлениям:

Естественные науки;
  • Математика и механика,
  • Физические науки,
  • Химические науки,
  • Биологические науки,
  • Науки о Земле и окружающей среде,
  • Компьютерные науки и информатика.
  • Социальные и гуманитарные науки;
  • Медицинские науки;
  • Технические науки;
  • Сельскохозяйственные науки;
  • Науки о космосе.

Официальный сайт регистрации заявок на участие в конкурсах и осуществления технической поддержки – сайт Совета по грантам grants.extech.ru. Прием заявок пройдет в электронном виде, регистрация соискателя гранта на сайте Совета и заполнение интерактивных форм – обязательны.

Ответственные представители организатора конкурса – Наталья Юрьевна Харитонова, тел. +7(495) 547-13-25 доб. 7536, адрес электронной почты: kharitonovany@minobrnauki.gov.ru, Артем Анатольевич Кобзев, тел. +7 (495) 547-13-25 доб. 7503, адрес электронной почты: kobzevaa@minobrnauki.gov.ru.


Конкурс на получение стипендий Президента Российской Федерации в 2021-2023 году

Минобрнауки России совместно с Советом по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации объявляет конкурсный отбор на получение стипендий Президента Российской Федерации молодым ученым и аспирантам, осуществляющим перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики, на 2021-2023 годы. Подать заявку можно с 9 сентября по 9 октября. 

Участвовать могут молодые ученые до 35 лет и аспиранты, которые выполняют научные исследования по следующим направлениям:

  • Энергоэффективность и энергосбережение, в том числе вопросы разработки новых видов топлива,
  • Ядерные технологии,
  • Космические технологии, связанные с телекоммуникациями, включая и ГЛОНАСС, и программу развития неземной инфраструктуры,
  • Медицинские технологии, прежде всего диагностическое оборудование, а также лекарственные средства,
  • Стратегические информационные технологии, включая вопросы создания суперкомпьютеров и разработки программного обеспечения.

Критериями отбора являются научные достижения, в том числе: публикации статей в высокорейтинговых журналах Web of Science и Scopus, участие в научных исследованиях, конференциях и семинарах, результаты интеллектуальной деятельности, премии, медали и другие награды за период с 2016 по 2020 год.

Прием заявок осуществляется в электронном виде. Регистрация на сайте Совета по грантам grants.extech.ru и заполнение интерактивных форм – обязательна.

Ответственные представители организатора конкурсного отбора – Наталья Юрьевна Харитонова, тел. +7(495) 547-13-25 доб. 7536, адрес электронной почты: kharitonovany@minobrnauki.gov.ru, Артем Анатольевич Кобзев, тел. +7 (495) 547-13-25 доб. 7503, адрес электронной почты: kobzevaa@minobrnauki.gov.ru.


Ношение масок в новом учебном году станет обязательным требованием

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков провел онлайн-совещание с ректорами российских вузов по вопросу подготовки образовательных организаций к новому учебному году в условиях профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID – 19). В ходе встречи Министр озвучил несколько важных нововведений для университетов на предстоящий учебный год.

В новом учебном году базовым правилом для студентов и преподавателей вузов станет обязательное ношение масок. «Ношение масок будет обязательным требованием. Это позволит организовать учебный процесс, соблюдая правила профилактики новой коронавирусной инфекции», – сказал Валерий Фальков. Он  также отметил, что студенты и преподаватели, у которых подтверждено наличие антител к вирусу, могут посещать занятия без масок, однако в этом случае необходимо предоставить соответствующую справку. При чтении лекций преподаватели масками могут не пользоваться.  Обеспечить студентов и преподавателей масками должны университеты.

Другим важным требованием к организации учебного процесса станет обязательное измерение температуры в вузе. 

«К предстоящему новому учебному году все входы в учебные корпуса должны быть обеспечены системой термометрии. Это необходимо, чтобы не допустить новых очагов и снизить риски заражения»,  –  подчеркнул Министр. 

Кроме того, в университетских аудиториях появятся специальные приборы, которые будут обеспечивать регулярную дезинфекцию воздуха. 

В ходе совещания особое место заняла тема организации учебного процесса для иногородних и иностранных студентов. Так, для иностранных студентов будет действовать следующее правило: студенты из стран, с которыми налажено авиасообщение, по приезде в Россию должны будут соблюдать 14-дневный карантин и сдать тест на наличие вируса на 10-12 день после прибытия в страну. Только после этого они могут быть допущены к занятиям. Для тех, кто въехать в страну не сможет, вузы обеспечат доступ к учебным занятиям в онлайн-формате. Иногородним студентам, прибывающим из красной зоны для того чтобы приступить к обучению, также придется сдать тест на коронавирус. 

В ходе совещания был также затронут вопрос о дате начала нового учебного года. Министр отметил, что вузы вправе самостоятельно решать, начнут ли они образовательный процесс в сентябре. 

«Вузы имеют право сдвинуть начало учебного года на 2 месяца. Однако 92% российских высших учебных заведений готовы начать учебный год с 1 сентября»,  –  сказал Валерий Фальков.


В российских вузах готовят кадры для трансформации экономики

Госпрограмма «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» объединяет вопросы науки и высшего образования. Среди ее главных приоритетов – переход к цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, персонализированной медицине, противодействие терроризму и многое другое. В каких российских вузах готовят специалистов для трансформации экономики? На что сделан акцент при создании новых передовых программ обучения? Ответы на эти вопросы – в нашем материале. 

В Белгородском государственном университете реализуется 10 образовательных программ по направлениям НТР и в рамках работы научно-образовательного центра мирового уровня «Инновационные решения в АПК».

В институте фармации, химии и биологии вуза реализуется 5 программ в кооперации с «Институтом гена РАН», Центром геномной селекции НИУ «БелГУ» и другими научными организациями: «Биохимия и молекулярная биология», «Биологические ресурсы», «Фармакология», «Экология», «Физиология человека и животных».

В рамках развития образовательной платформы НОЦ «Инновационные решения в АПК» в этом году запускается совместная с Каршинским государственным университетом (Узбекистан) магистерская программа «Экология — Ботаника». В новом учебном году запланировано открытие уникальной программы магистратуры «Генетика и селекция», создание которой планируется в сотрудничестве с ведущими вузами России – МГУ им. М.В Ломоносова и МРСХА им. К.А. Тимирязева.

В институте наук о Земле НИУ «БелГУ» реализуется магистерская программа «Исследование природных ресурсов аэрокосмическими средствами», в которой делается упор на освоение обучающимися современных геоинформационных технологий. В институте инженерных и цифровых технологий вуза реализуются магистерские программы «Информационные системы в кибернетике» и «Информационно-аналитическое обеспечение принятия решений» в сотрудничестве с предприятиями в ИТ-сфере. Помимо этого, готовится к запуску новая магистерская программа на стыке информационных технологий и сельского хозяйства, предполагающая изучение новых дисциплин в рамках широкого спектра задач цифровизации АПК: точное сельское хозяйство; сельскохозяйственная робототехника и сенсорика; платформы Интернета вещей (AIoT) и BigData в АПК.

Пензенский государственный университет открывает профильную программу «Цифровая экономика». Базовая кафедра Сбербанка России, осуществляющая прием на программу, планирует принять 30 студентов в 2020 году по очной и заочной формам обучения. В университете уже реализуется бакалаврское направление подготовки бакалавриата «Цифровая экономика». 

Особенностью новой программы является симбиоз академического образования и практического бизнеса. «Будет обеспечено наиболее полное, качественное и актуальное наполнение учебных программ», – поясняет заведующая кафедрой Сбербанка России ПГУ Марина Дементьева.

Основные общепрофессиональные и профильные экономические дисциплины будут дополнены курсами, направленными на формирование компетенций в области информационных и цифровых технологий. Студенты получат знания в области аналитики финансово-экономического состояния компаний, кредитной аналитики, аналитики рынка ценных бумаг, страховых и банковских операций. 

В Северо-Восточном федеральном университете в 2020-2021 учебном году по направлениям подготовки НТР будут реализованы 18 образовательных программ магистратуры по медицине, информационным технологиям и экологии. 

Отличительная особенность программы «Физика» – двойное дипломирование с университетом Сержи Понтуаз (Франция). Дисциплинарный пакет программы отличается адаптацией к особенностям и существующей научной инфраструктуре Северо-восточного региона России и зарубежного университета. Магистерская программа «Экология и природопользование» является совместной программой СКФУ с Университетом Хоккайдо (Япония). Программа позволит восполнить дефицит профессиональных кадров в отраслях, связанных с охраной природы на Северо-Востоке России. 

28 магистерских программ в области цифровых технологий и искусственного интеллекта, ресурсосберегающей энергетики, безопасных продуктов питания, противодействия угрозам национальной и личной безопасности успешно реализуются в Северо-Кавказском федеральном университете. 

Программа «Мониторинг и управление режимами электрических сетей на базе интеллектуальных информационно-измерительных систем и технологий» готовит специалистов, способных решать задачи качественного изменения характера глобальных и локальных энергетических систем за счет использования интеллектуальных технологий. Программа «Физическая электроника» формирует компетенции проектирования отдельных элементов полупроводниковых приборов и электронных узлов устройств с учетом технологических возможностей современных производств. 

«Управление знаниями» – программа с возможностью получения двух дипломов с Техническим университетом Дрездена – готовит специалистов в области создания и интеграции BI-систем (Business Intelligence), владеющих компетенциями тюнинга баз данных, построения систем аналитической обработки в реальном времени (OLAP) и интеллектуального анализа данных. В программе «Программное обеспечение робототехнических комплексов» широко применяется облачная платформа Microsoft Azure, которая предоставляет возможность разрабатывать, выполнять приложения и хранить данные на серверах, расположенных в распределенных дата-центрах. Выпускники СКФУ востребованы на предприятиях-резидентах Регионального индустриального парка «Невинномысск», на базе которого планируется создание около 15 000 новых рабочих мест.

Тульский государственный университет реализует 24 образовательные программы магистратуры, которые готовят специалистов по направлениям НТР. Среди них «Прикладная математика и информатика», «Механика и математическое моделирование», «Информатика и вычислительная техника», «Программная инженерия», «Информационная безопасность» и другие. 

Ежегодно в ТулГУ обучение по этим передовым направлениям заканчивают порядка 200 выпускников. Все они трудоустраиваются на крупные системообразующие предприятия региона. Магистерская программа «Управление в технических системах» в 2019 году была поддержана компанией Essity – одним из ведущих производителей товаров личной гигиены и продукции медицинского назначения. Выпускники программы станут инженерами по автоматизации технологических процессов. Набор на программу ведется по целевому набору. 

В Чувашском государственном университете им. И.Н. Ульянова реализуются магистерские программы по семи направлениям НТР: «Автоматика энергосистем», «Цифровые электроэнергетические системы и сети», «Физика наносистем», «Математическая кибернетика», «Химия и физика полимеров», «Органическая химия» и «Автоматизация технологических процессов и производств». 

Уникальность программы «Автоматика энергосистем» состоит в подготовке магистров, способных выполнять научно-исследовательские и проектные задачи по использованию цифровых технологий в автоматизации всего технологического процесса по производству, передаче и распределению электроэнергии, в том числе по созданию цифровых подстанций и интеллектуальных сетей (Smart Grid). 

Магистерская программа по профилю «Цифровые электроэнергетические системы и сети» реализуется с 2019 года. Учебный план разрабатывался с учетом приоритетных направлений программы НТИ EnergyNet. Основные направления обучения – интеллектуальная электроэнергетика, автоматика и информатика. «Физика наносистем» – программа, открытая в вузе в 2009 г. В реализации программы участвует компания «Хевел» – лидер по производству панелей для солнечных электростанций, Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования. Темы выпускных работ студентов  связаны с разработкой новых наноматериалов и наносистем, темами грантов РФФИ, а также по заказам компании «Хевел». 

Сегодня МАИ является одним из крупнейших технических университетов России, обеспечивающим уникальную подготовку кадров по всему жизненному циклу изделий, высокотехнологичных систем и техники: от проектирования до реализации отдельных производств. В 2020 году набор на программы магистратуры ведется по 24 направлениям подготовки, в которые входят 107 образовательных программ, объединенные приоритетами НТР. 

По приоритету «Связанность территории РФ» можно выделить такие образовательные программы, как «Аэродинамика летательных аппаратов», «Информационные спутниковые технологии», «Авиационное электрооборудование», «Проектирование агрегатов и элементов конструкции планера самолета из полимерных композиционных материалов» и другие. Партнерами вуза при реализации IT-программ стали такие компании, как Сбербанк, МТС, Ivi, Avito, Microsoft, Samsung, HeadHunter.

В 2020-2021 году в университете запускается новая магистерская программа «Технологии суперкомпьютерного моделирования сложных технических систем». Эта программа призвана восполнить дефицит специалистов, способных решать конкретные прикладные задачи, требующие создания цифровых двойников и «большого счета» на вычислительных кластерах, которых обычно называют «суперкомпьютерами». МАИ, готовя кадры для авиакосмической индустрии, ориентируется на новые возможности математического моделирования и оптимизации. 

В Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого ведется прием на 15 новых магистерских программ. Все они отвечают вызовам научно-технической революции и готовят специалистов для экономики будущего. Цель магистерской программы «Искусственный интеллект и машинное обучение» – подготовка специалистов, которые будут развивать национальный проект по созданию цифровой экономики. Программа охватывает не только основы искусственного интеллекта и машинного обучения, но и специальные разделы математики, элементы параллельного программирования и даже философские вопросы искусственного интеллекта.

Изучить особенности направления, которое считается ключевым в идеологии Индустрии 4.0, можно на магистерской программе «Технологические машины и оборудование аддитивного производства». Подготовка студентов по данному профилю сконцентрирована на вопросах проектирования, создания и эксплуатации оборудования для аддитивных производств. Программа реализуется совместно с промышленными партнерами «Балтийская Промышленная Компания» и «ОДК–Климов».

Магистерская программа «Биоэкономика» создана для подготовки специалистов новой экономической эпохи, обладающих комплексными экономическими, технологическими и управленческими компетенциями по внедрению биотехнологий в различные сферы производства и жизнедеятельности. В рамках образовательной программы студенты познакомятся с рынком инновационных биотехнологий, научатся управлять инвестициями в этой сфере, соблюдать экологическую безопасность. Проектные работы и научные работы студенты будут выполнять на базе компании «Нэорециклинг», которая занимается разработкой и внедрением современных технологий в сфере обращения с отходами.


Как студенты самостоятельно организуют свою научную жизнь

С первого курса студенты российских вузов могут включиться в активную научную деятельность, став участниками студенческих научных обществ. Основная цель таких организаций – вовлечение студентов и молодых ученых в научно-исследовательскую работу по разным направлениям и помощь в реализации исследовательских амбиций. О студенческих научных сообществах, об их роли в жизни университета, а шире – в науке, читайте в нашем материале.

Студенческое научное общество (СНО) Волгоградского государственного технического университета включает в себя студенческое конструкторское бюро, студенческое научно-производственное объединение, отдел координации научных исследований молодых ученых и два консультационных сервиса. Сервис «Фандрайзинг» отвечает за проведение семинаров и консультаций по правилам подачи заявок на конкурсы грантов научных и венчурных фондов с участием экспертов научных фондов, а также за мастер-классы от победителей конкурсов. Так, благодаря «Файндрайзингу» грантовую поддержку получили 43 научно-исследовательских проекта молодых ученых университета. Сервис «Публикационная активность» проводит семинары и консультации по вопросам написания научно-исследовательских статей. Например, на последних вебинарах обсуждались следующие темы: «Springer. Как выбрать журнал для публикации», «Ресурсы Elsevier для молодого ученого», «Надлежащая публикационная практика: публикационные стандарты, публикационная этика и копирайт». При активном участии СНО ВолгГТУ проводит выездную школу молодых исследователей «Первые шаги в науке».

Студенческий клуб «Digital Femida», образованный в Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова, является объединением студентов и молодых специалистов в области юриспруденции, компьютерной и информационной безопасности. К задачам клуба относятся повышение грамотности обучающихся по вопросам цифрового права, сбор и распространение материалов по вопросам нормативного регулирования отношений в цифровой среде, взаимовыгодный обмен знаниями между юристами и IT-сектором, подготовка квалифицированных специалистов для компаний, ведущих деятельности в сфере информационных технологий. Сейчас клуб выступает партнером проекта «Цифровая безопасность» Фонда поддержки социальных проектов и инициатив «Добрый город», направленного на формирование у школьников и педагогов навыков безопасного поведения в интернете. Участники клуба разрабатывают и проводят уроки по цифровой безопасности в школах Ярославля.

В Белгородском государственном национальном исследовательском университете Студенческое научное общество существует с 1996 года. СНО НИУ «БелГУ» состоит из нескольких подразделений. В него входят входят студенческие научные кружки, конструкторские бюро при каждой кафедре факультета, факультетские СНО, Совет СНО НИУ «БелГУ». Одно из конструкторских бюро – «Робототехника и мехатроника» – базируется в открытой инжиниринговой школе БелГУ и является экспериментальной площадкой для решения задач в области проектирования и реализации программируемых и мехатронных систем. В работе бюро участвуют как студенты и аспиранты, так и школьники. При этом участники могут быть задействованы в нескольких проектах и выступать как ученики или как наставники. Бюро работает в разных направлениях. Например, ребята уже представили несколько медицинских разработок: систему реабилитации и разработки моторики верхних конечностей для пациентов с парезом, интеллектуальный анализатор мышечной активности, устройство для лечения контрактур локтевого сустава.

В Донском государственном техническом университете работает общество молодых ученых «Биомедицина», которое объединило медиков и биологов, ученых и студентов, изучающих ветеринарию, биотехнологии и биоинженерию в вузах Ростовской области. Одно из направлений деятельности общества – биомедицина, которую отличает междисциплинарность. Студенты, обучающиеся по специальности «Ветеринария» в ДГТУ и «Лечебное дело» и «Педиатрия» в Ростовском государственном медицинском университете, ведут фундаментальные исследования в области урологии/андрологии, а студенты специальности «Наноинженерия» ДГТУ совместно со студентами РостГМУ работают над новыми антимикробными фармакологическими препаратами и наноматериалами биомедицинского назначения. 

В Тверском государственном университете осуществляет свою деятельность Совет молодых ученых и студентов (СМУС). Свои задачи общество формулирует так: помощь в организации и проведении научно-технических конференций, семинаров молодых ученых, экскурсий в другие университеты и на предприятия, конкурсов и выставок научных работ и технического творчества молодежи; содействие внедрению результатов исследований молодых ученых и студентов в научный дискурс; содействие участию молодых ученых в региональных, всероссийских и международных конференциях, школах и семинарах. Одним из ключевых направлений деятельности СМУС является междисциплинарное взаимодействие его участников при реализации совместных проектов. Так, например, аспиранты и молодые преподаватели физико-технического и химико-технологического факультетов совместно трудятся над разработкой пищевого 3D-принтера. 

Студенческое научное общество Медицинской академии им. С.И. Георгиевского Крымского федерального университета в 2020 году отпраздновало 80-летний юбилей. СНО Медакадемии – это автономная добровольная студенческая организация, координирующая научно-исследовательскую деятельность студентов академии. Уже несколько десятков лет участники сообщества реализуют свою главную задачу – организация студенческой науки на всех ее уровнях и активная коммуникация с факультетами, кафедрами, научными центрами и лабораториями Медакадемии, а также со студенческими научными обществами других университетов. Ежегодно под эгидой СНО проводится более 300 мероприятий – заседаний Студенческих научных кружков, олимпиад, межкафедральных и общеуниверситетских научных конференций, симпозиумов, школ-семинаров. Общество активно сотрудничает со школами. На базе СНО было создано довузовское отделение, которое занимается организацией научных исследований школьников Республики Крым.

Неформальные встречи организует и СНО Северо-Восточного федерального университета. Например, научно-популярное мероприятие студенческого научного общества СВФУ «Science Slam» — «битва» в неформальной обстановке, где ученые рассказывают о главных научных идеях современности и собственных научных исследованиях. Как рассказал председатель сообщества, магистрант второго курса исторического факультета Александр Яковлев, сейчас в СНО входят 137 научных активистов из разных учебных подразделений университета: «Мы видим, что интерес к науке среди молодежи повышается, многие занимаются исследованиями, чтобы открыть для себя что-то новое или углубить те знания, которые у них уже есть. Молодежь активно ходит на наши мероприятия, особенно касающиеся непосредственно начала научной деятельности, например, в Школу СНО. Также интересны интерактивные игры, которые направлены на популяризацию науки среди молодежи. Особенность таких мероприятий – возможность непосредственно прикоснуться к результатам научного исследования, например, мероприятия “Ночь науки” и “Фестиваль науки РС(Я)”»

Участники методологической лаборатории-лектория «Научные среды» Владивостокского государственного университета экономики и сервиса приобщаются к сокровищнице мировой культуры через просмотр и обсуждение культовых кинофильмов, знакомятся с формами осмысления реальности в парадигмах структурализма, постструктурализма, спекулятивного реализма, акторно-сетевой теории, читают ключевые тексты современных философов, пытаются осмыслить актуальные процессы, трансформирующие реальность и мировоззрение человека. Так, в цикле интерактивных лекций-семинаров «Осенняя цифровая школа» участники лектория обсуждали цифровую трансформацию общества, государства и права, а на весенних научных вебинарах анализировали ключевые изменения в политико-правовой жизни современного российского общества, трансформацию отдельных политических, юридических и социальных институций, вызванные пандемии.

Внеучебная траектория «Аналитика, наука и инновации» на базе Новосибирского государственного университета экономики и управления работает в трех направлениях: исследовательские проекты, организация студенческих научных мероприятий, популяризация науки.  Траектория «Аналитика, наука и инновации» представлена в социальных сетях, что позволяет информировать и привлекать студентов к участию в конкурсах, грантах, конференциях и т.д. В рамках популяризации науки общество проводит развлекательные мероприятия для студентов: научный Stand up «Science event», позволяющий студентам обмениваться опытом в научной деятельности, и вечеринку с докладами «Open your mind», которая представляет собой неформальную конференцию в формате «Печа-куча». Печа-куча — форма проведения вечеринок с представлением докладов и презентаций, специально ограниченных по форме и продолжительности. Выступающий представляет доклад-презентацию из 20 слайдов, каждый слайд демонстрируется 20 секунд, после чего автоматически сменяется на следующий.

В Воронежском государственном техническом университете студенческое конструкторское бюро «Аэрокосмические технологии», созданное на базе кафедры «Ракетные двигатели», работает над серьезными научно-исследовательскими задачами. Например, сотрудники бюро принимают участие в разработках автономного термоэлектрического источника тока, гибридной системы локальной термостабилизации на основе микроканальных теплообменников и термоэлектрических преобразователей, высокотемпературной парогенерирующей многоцелевой энергоустановки. Также ребята являются соисполнителями проекта по разработке экспериментального образца индукционного электроракетного двигателя для эмпирической наработки практических данных, необходимых для численного моделирования рабочих процессов перспективных конструкций. Одно из важнейших достижений команды бюро – разработка универсальной маршевой двигательной установки на основе метановых жидкостных ракетных двигателей малой тяги с регенеративным охлаждением для сверхлегких ракет-носителей. На сегодняшний день изготовлено два экспериментальных образца жидкостного ракетного двигателя малой тяги, предназначенных для проведения всех типов стендовых испытаний, включая огневые.


Валерий Фальков представил дизайн Программы стратегического академического лидерства

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков представил дизайн Программы стратегического академического лидерства университетскому и академическому сообществу.  Состоявшаяся встреча стала завершающей в серии мероприятий, направленных на разработку Программы.

Валерий Фальков отметил вклад университетского и академического сообщества в разработку новой инициативы: «В своем окончательном виде Программа минимум наполовину была скорректирована благодаря вашим предложениям, замечаниям и аргументированной позиции».

Первоначальный отбор университетов для участия в Программе будет проводить конкурсная комиссия Минобрнауки. «Всех, кто войдет в Программу стратегического академического лидерства, мы считаем ведущими вузами. Внутри Программы есть возможность побороться за два статуса», — сказал Министр. Говоря о национальных исследовательских университетах и национальных опорных университетах, Валерий Фальков отметил: «Для нас эти статусы должны быть равнозначными, разными по сущности, но равными по ценности для общества». Решение о наделении университетов-участников Программы тем или иным статусом будут принимать специальные Советы: Совет по развитию национальных исследовательских университетов и Совет по развитию опорных университетов. При этом планируется, что деятельность первого будет направлена на оказание университетам содействия по встраиванию в глобальные исследовательские сети. Совет по развитию национальных опорных университетов сосредоточится на пространственном развитии и отраслевых приоритетах.

Также заявлено о решении завершить программу поддержки опорных университетов: «Программу опорных университетов в 2020 году логично было бы завершить, взяв из нее самое лучшее и ввести новый статус – «Национальный опорный университет». При этом чтобы в новой Программе, у этой группы вузов был не региональный статус, а национальный», — сказал Министр.

Отметим, что обязательным условием участия в Программе станет формирование университетами консорциумов совместно с научными организациями, компаниями реального сектора экономики и другими вузами.

Сквозной темой Программы станет интернационализация, но, как отметил Министр, роль рейтингов университетов будет пересмотрена: «Я бы предложил на новом этапе развития очень сдержанное, объективное отношение к рейтингам, не переоценивая и недооценивая их». По мнению Валерия Фалькова, в первую очередь, следует работать над реальными изменениями в вузах, а за ними последуют и позиции в рейтингах.

Результаты деятельности национальных исследовательских университетов  и национальных опорных университетов будут  оцениваться, исходя из их востребованности реальным сектором экономики, участия в трансфере знаний и технологий в реальный сектор экономики, коммерциализации результатов исследовательской деятельности,  развития кадрового потенциала для проведения передовых исследований, увеличения научно-исследовательского потенциала, интеграции с научными, образовательными  организациями и организациями реального сектора экономики, а также привлечения обучающихся. После совершенствования системы мониторинга трудоустройства выпускников в рамках Программы будут оцениваться и показатели, характеризующие уровень заработной платы выпускников и их карьерные треки в сфере исследований и разработок.

Одним из нововведений Программы является выделение отдельной группы вузов-кандидатов на участие. Это университеты, которые пока не входят в глобальные университетские рейтинги и не отвечают входным критериям, но имеют потенциал развития и финансовую поддержку для реализации своей программы развития от федеральных или региональных органов государственной власти, государственных компаний.

Подводя итоги встречи, Валерий Фальков отметил, что за время разработки Программа претерпела серьезные изменения. «Сейчас Программа предлагает вузам еще больше возможностей для развития на основе принципов интеграции, состязательности и открытости», — сказал Министр. Он также добавил, что в дальнейшем возможны небольшие корректировки. В ближайшее время проект соответствующего постановления будет направлен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации.


Минобрнауки России и «Сириус» объединят молодежь и бизнес для решения приоритетных задач в интересах страны

Всероссийская программа «Сириус.Лето: начни свой проект», призванная объединить школьников вокруг актуальных проблем науки, технологий и бизнеса, запущена в рамках концепции умного отдыха.

Наставниками проекта станут студенты 3-5 курсов, магистранты и аспиранты региональных вузов. Под их руководством ученики 8-11 классов будут заниматься разработкой научно-технологических, инженерных и исследовательских проектов согласно Стратегии научно-технологического развития России и критическим технологиям, развиваемым в каждом из субъектов РФ. В качестве «заказчиков» выступят индустриальные компании и научно-исследовательские институты страны.

Такая консолидация даст ряд преимуществ. Школьники будут включаться в работу над актуальными практическими задачами, готовить проект, работа над которым поможет определиться с профессией в будущем. Студенты получат опыт педагогической практики в проектной деятельности, познакомятся с потенциальными работодателями, смогут проявить себя и трудоустроиться. Партнеры проекта привлекут внимание школьников к развиваемым ими технологиям и смогут найти мотивированных кандидатов на трудоустройство.

«Решение проектных задач на “Больших вызовах” требует серьезных умений, поэтому мы с “Сириусом” объединяем усилия, – отметил министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков. – В каждом вузе есть подразделения, целью деятельности которых является работа с детьми: фаблабы, лицеи, гимназии, универсариумы. Именно на эти подразделения нужно обратить внимание в первую очередь при трудоустройстве студентов и выпускников. Наша главная цель найти тех, кто действительно тянется работать со школьниками, склонен к исследовательской и педагогической деятельности, имеет соответствующие навыки и способен себя проявить в деле серьезной, глубокой профориентации школьников с последующим их вовлечением в научную деятельность».

Вузы создадут рабочие места для студентов-наставников с помощью региональных программ поддержки студентов во время практики, собственных ресурсов вузов и поддержки Минобрнауки.

Сбор проектов от партнеров продлится до 1 августа. Регистрация наставников и школьников – с 24 июня до 1 августа. Выбор проекта студентом – с 1 июля до 1 августа. Школьники смогут выбирать проект с 1 июля до 31 августа. Работать над проектами участники будут в течение всего следующего учебного года. Подробные условия участия смотрите на сайте Образовательного центра «Сириус».


Российская генетика: над чем работают молодые учёные сегодня

Сегодня развитие геномных исследований – приоритетная задача для многих стран мира. С помощью российских генетических технологий обеспечиваются переход к технологиям здоровьесбережения, персонализированной медицине и высокотехнологичному здравоохранению, высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, а также созданию безопасных и качественных продуктов питания.

Минобрнауки России реализует масштабные программы поддержки, одна из главных задач которых – оснащение научных лабораторий современным оборудованием для проведения различных исследований, в том числе в области генетических технологий.

Национальный проект «Наука» и Федеральная научная техническая программа развития генетических технологий на 2019-2027 годы направлены на то, чтобы подготовить высококвалифицированные кадры, обладающие необходимыми междисциплинарными компетенциями. 

«В настоящее время на всех уровнях образования – от школ до аспирантуры – сформировался запрос на новое качество образования в области генетики. Генетические технологии, в том числе и секвенирование, и редактирование генома, становятся повседневной практикой в медицине, в сельском хозяйстве, в охране природы, в микробиологической промышленности», – прокомментировал Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

Будущие генетики с Дальнего Востока

В аспирантуре по генетике Медицинского института Северо-Восточного федерального университета готовят научно-педагогические кадры с 2015 года.  Обучение аспирантов ведется по двум направлениям: фундаментальная медицина – три года и биологические науки – четыре. В программу входят как теоретические дисциплины общего и специального планов, так и практические модули, подразумевающие прохождение педагогической и научно-исследовательской практики и работу над собственными исследовательскими проектами.

В конце 2019 года молодые ученые СВФУ выиграли конкурс на выполнение государственного задания Министерства науки и высшего образования РФ, связанного с геномикой Арктики. По результатам конкурса в Мединституте появилась собственная научно-исследовательской лаборатория «Молекулярная медицина и генетика человека». Ее деятельность направлена на проведение комплексного клинико-эпидемиологического и молекулярно-генетического исследования наследственных болезней в Якутии и на Чукотке с использованием современных технологий идентификации генов человека. Кроме того, работа молодых специалистов в лаборатории позволяет повысить эффективность медико-генетической помощи населению Северо-Востока России и Арктики.

«Наши аспиранты с первого года обучения включаются в научно-исследовательскую работу на базе научно-исследовательской лаборатории «Молекулярная медицина и генетика человека» Мединститута СВФУ. Клинической базой служит Медико-генетический центр Республиканской больницы №1-Национальный центр медицины, – рассказала руководитель лаборатории, врач-генетик Надежда Максимова. – Исследования ведутся в области медицинской генетики по актуальным темам, они связаны с общими направлениями изучения нашей лаборатории. Например, мы изучаем генодерматозы с клинической, молекулярно-генетической и генетической сторон, а также уделяем внимание наследственным заболеваниям нервной системы».

Аспирантка второго курса специальности «Фундаментальная медицина» профиля «Генетика» Виктория Софронова изучает наследственные заболевания жителей Якутии. После защиты кандидатской диссертации девушка планирует продолжить заниматься научными исследованиями в республике, а также попробовать свои силы на международной академической арене.

В планах ученых Медицинского института СВФУ расширить спектр исследований по медицинской генетике и геномному редактированию. Исследовательскую деятельность планируют вести по новым направлениям генетики, таким как геномное редактирование и протеомика наследственных и мультифакториальных заболеваний. По мнению Надежды Максимовой, подобные исследования сейчас являются очень актуальными и востребованными. Расширение исследований стало возможным во многом благодаря созданию на базе института новой лаборатории.  

В 2021-2022 учебном году в СВФУ планируется открытие клинической ординатуры по направлению «Генетика» специально для практического звена медицины – ординатура будет выпускать профессиональных врачей-генетиков.

Геномика по-физтеховски

В 2019 году для выполнения задач национального проекта «Наука» в России было создано три центра геномных исследований мирового уровня. МФТИ вошёл в консорциум по направлениям «Генетические технологии для развития сельского хозяйства» и «Генетические технологии для промышленной микробиологии», который возглавил Курчатовский институт.

Физтех отвечает за разработку и внедрение новых программ высшего образования, нацеленных на подготовку высококлассных специалистов в области геномной инженерии и молекулярной биофизики, а также за программы допобразования для школьников и проведение профориентационной работы в области геномики. 

В соответствии с принципами «системы Физтеха», образование Центра геномных технологий и биоинформатики тесно сопряжено с исследовательской деятельностью профильных лабораторий МФТИ. Учёные Физтеха достигли успехов в разработке подходов к созданию генно-модифицированной птицы, получению новых типов аденоассоциированных вирусов в качестве векторов для генотерапии, разработке систем доставки трансгена на основе наночастиц, исследованиях в области молекулярной онкологии, регуляции клеточного сигналинга, оптогенетики и многих других передовых направлениях.

Директор Физтех-школы биологической и медицинской физики МФТИ Денис Кузьмин рассказал о том, как центр поможет использовать эти заделы в подготовке специалистов для профессий будущего: «Особенностью нашего Центра геномных технологий и биоинформатики является сочетание “мокрой” или экспериментальной биологии и “сухой” – вычислительной. Вторая часть представляет собой биоинформатику и цифровую медицину. На сегодняшний момент ФБМФ занимает лидирующие позиции в области вычислительной биологии».

Геномный центр Физтеха работает по трем ключевым направлениям – наука, образование и популяризация научной деятельности. В МФТИ убеждены, что биоинформатика и геномная инженерия – это профессии будущего. В Физтех-школе биологической и медицинской физики студенты получают компетенции на стыке четырёх дисциплин: математики, физики, биомедицины, искусственного интеллекта и больших данных. Эти знания позволяют выпускникам соответствовать вызовам современной науки, а также запросам индустрии.

Сотрудники Центра активно вовлечены в образовательный процесс на всех этапах: от приёмной кампании до выпускных квалификационных работ. В настоящий момент Школа активно работает над созданием новых, образовательных программ. Для этого МФТИ активно привлекает индустриальных партнеров –  компании, которые смогут помочь сформировать образ специалиста будущего. Все эти программы будут носить формат как онлайн, так и офлайн курсов.  Помимо этого, разрабатывается широкий пул дисциплин по выбору, которые позволят сформировать индивидуальную образовательную траекторию на ранних этапах обучения. 

Для МФТИ важно как развивать уже существующие магистерские программы, так и запускать новые. К 2024 году планируется разработать две новые магистерские программы мирового уровня по направлениям «Молекулярная биофизика и структурная биология» и «Геномная инженерия».

Уникальные проекты Казанского федерального университета

Аспиранты Казанского федерального университета, обучающиеся по специальности «Генетика» занимаются исследованиями в трёх новых научно-исследовательских лабораториях (НИЛ), которые по технической оснащенности не уступают ведущим мировым научным центрам.

В НИЛ «Генные и клеточные технологии», которую возглавляет профессор, член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан Альберт Ризванов ведётся поиск новых подходов к применению регенеративной медицины для терапии травматической болезни спинного мозга, изучения моделей раковой опухоли, а также всесторонней диагностики COVID-19 и разработки вакцины для его профилактики.

Константин Иванов, аспират КФУ второго года обучения, занимается исследованиями в проекте «ДНК-вакцина для профилактики COVID-19»: «Нами разрабатывается генный препарат на основе плазмидного вектора, кодирующий специфичные гены SARS-CoV-2. Он предназначен для формирования гуморального и клеточного иммунитета к коронавирусу COVID-2019».

Аспирантки первого года обучения по специальности «Генетика» Зарема Гилазиева и Дарья Чулпанова включены в проект «Искусственные микровезикулы клеток человека в качестве биологически активной добавки при получении персонализированных первичных культур клеток и 3D-моделей опухолей». Эффективность методов лечения онкологических заболеваний зависит от многих индивидуальных факторов, таких как тип, стадия и локализация опухоли, а также возраст пациента и общее состояние здоровья. 

Персонализированная медицина включает методы профилактики, диагностики и лечения патологического состояния, основанные на индивидуальных особенностях пациента. «Мы вместе с нашими аспирантами разрабатываем метод повышения качества и выхода опухолевых 3D-моделей и аутологичных первичных культур клеток пациентов путем добавления искусственных микровезикул стромальных и опухолевых клеток человека, – сообщила   руководитель проекта, кандидат биологических наук Валерия Соловьёва. – Добавление везикул приведёт к временному перепрограммированию клеток, что повысит эффективность их адаптации к условиям культивирования и способность образовывать 3D-модели in vitro, таким образом, повысив эффективность скрининга противоопухолевых препаратов».

Исследовательский проект Елены Тризны и Алины Сабировой «Межбактериальные взаимодействия как ключевой фактор лекарственной устойчивости: разработка новых подходов к терапии полимикробных инфекций» посвящен выявлению на молекулярном уровне механизмов взаимодействия различных микроорганизмов в составе смешанной инфекции для противостояния антибиотикам. «Влияние одного и того же антибиотика может сильно отличаться в случае моно- и смешанной культур. При этом эффективность антибиотика может как снижаться, так и повышаться, в зависимости от видов микроорганизмов, формирующих консорциум», – поделилась Елена Тризна. 

Владея подобной информацией, врачи-инфекционисты  смогут подбирать антибиотики для противомикробной терапии, учитывая состав микробного загрязнения очага воспаления. Понимание генетических механизмов, которые определяют межвидовые взаимодействия микроорганизмов, позволит скорректировать рекомендации по использованию различных групп антимикробных препаратов в зависимости от микробного состава инфекции, что повысит эффективность терапии. 

Аспиранты КФУ активно участвуют в научных грантах как в качестве исполнителей, так и руководителей молодёжных проектов. Молодые учёные имеют доступ к оборудованию мирового уровня в четырёх центра коллективного пользования: Федеральном и Междисциплинарном центрах коллективного пользования, центре протеомных исследований, а также центре «Аналитическая микроскопия». 

Где готовят главных врачей-генетиков

Медико-генетический научный центр им. Академика Н.П. Бочкова (МГНЦ) − крупнейший российский медико-генетический центр, головная организация медико-генетической службы России. Здесь изучаются этиология и патогенез наследственных заболеваний, разрабатываются и внедряются новые технологии их диагностики и способы лечения. 

В Центре осуществляется подготовка аспирантов по направлениям «Биологические науки» и «Фундаментальная медицина». Цель программ – подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации, способных самостоятельно проводить научные исследования и осуществлять преподавательскую деятельность в области биологических и медицинских наук по специальности «Генетика».

Научно-исследовательская работа осуществляется, в основном, на базе лабораторий МГНЦ. «Тесное взаимодействие МГНЦ с зарубежными центрами позволяет молодым учёным проходить стажировки и обмениваться опытом со многими зарубежными лабораториями и клиническими центрами», – заявил Пётр Спарбер, младший научный сотрудник лаборатории функциональной геномики МГНЦ, председатель Совета молодых учёных.

Аспирантка 3 курса направления «Биологические науки» Арина Анучина отметила, что МГНЦ им. академика Н.П. Бочкова является самым подходящим и перспективным местом для проведения исследований в области медицинской генетики: «В своей диссертационной работе я занимаюсь повышением эффективности геномного редактирования, используя для этого воздействие на несколько белков-ключевых участников путей репарации ДНК: белки TIRR, SCAI, MAD2L2. Лаборатория редактирования генома МГНЦ может стать первой в России и одной из первых в мире, в которой будет применён недавно открытый белок TIRR для повышения эффективности исправления мутаций». Высокий уровень профессиональной подготовки позволяет выпускникам аспирантуры продолжать исследовательскую работу в профильных научных исследовательских центрах России и зарубежья, а также осуществлять педагогическую деятельность в ведущих университетах страны с биологическим и медицинским профилями.


Глава Российской академии наук Александр Сергеев высказался в поддержку Программы стратегического академического лидерства Минобрнауки России.

«Российская академия наук готова оказать всестороннюю научно-методическую поддержку Программы: и в плане создания вышеупомянутых партнерств, консорциумов, и в плане предоставления академических площадок наших отделений для обсуждения программ развития этих объединений, мы готовы формировать академические наблюдательные советы в вузах, работать на площадках в этих вузах и так далее», – отметил президент РАН.

Согласно заявлению Александра Сергеева, связь РАН с университетами находится в традициях отечественной науки. Опираясь на это, Российская академия наук готова оказать всестороннюю поддержку новой программы и активно участвовать в ее реализации.

Ранее Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков представил Программу стратегического академического лидерства, в основу которой легли принципы интеграции и кооперации научных и образовательных организаций, а также принципы конкуренции и открытости. Вчера обсуждение программы стало главной темой заседания Российской академии наук.