Адрес: г. Рязань, ул. Полонского, д.18, ауд. № 22

Телефон: 8 (4912) 25-74-37

График работы кафедры:

  • пн-пт:  7:30 – 15.00; 12.00 – 12.30 – обеденный перерыв
  • сб: 7.30 – 13.00; 10.30 – 11.00 – перерыв
  • вс — выходной

В соответствии с решением Ученого совета университета от 05 июня 2009 года об изменении структуры Института психологии, педагогики и социальной работы в сентябре 2009 года в единую кафедру были объединены кафедра психологии и кафедра общей и возрастной психологии.

История кафедры общей психологии объединяет традиции научно-методической, педагогической и воспитательной работы общеуниверситетской кафедры психологии и кафедры общей и возрастной психологии факультета педагогики и психологии.

Кафедра психологии образована в 1949 году. Руководил коллективом долгое время доктор философских наук профессор Владимир Иванович Селиванов, Заслуженный деятель науки РСФСР, ведущий ученый, который создал научную школу по проблеме воли, хорошо известную в СССР.

Началом существования кафедры общей и возрастной психологии считается декабрь 1999 года. Она была организована как кафедра, обеспечивающая подготовку психологов, преподавателей психологии, педагогов-психологов  по специальностям «Педагогика и психология», «Психология» на факультете педагогики и психологии. Кафедрой руководила  с момента ее организации и до 2013 года доцент, кандидат психологических наук Елена Николаевна Горохова. В состав кафедры вошли ведущие специалисты в области психологии: доцент, кандидат психологических наук В.Н. Семин,  Е.А. Макеева, М.А. Митина, М.Н. Котлярова, И.С. Исаева, Э.В. Самарина, М.С. Лукова. За короткий промежуток времени кадровый потенциал кафедры вырос благодаря успешным защитам кандидатских диссертаций по актуальным проблемам психологии. Преподавателями были разработаны многочисленные методические пособия, подготовлены базы практик, налажены межведомственные и научно-методические связи с различными учебными заведениями и организациями  региона. Кафедра успешно сотрудничала с Московским городским психолого-педагогическим университетом, Московским  педагогическим университетом имени М.Шолохова, Московским государственным университетом. Плодотворно развивалось научное сотрудничество с такими видными учеными в области психологии, как доктором психологических наук, академиком РАН Д.И. Фельдштейном,  доктором психологических наук, профессором Б.А. Сосновским, доктором психологических наук, профессором И.Ю. Левченко,  доктором психологических наук, профессором  В.В. Рубцовым, доктором психологических наук, профессором Н.Ф. Талызиной. Кафедра постоянно принимала участие в наиболее значимых теоретических, научно-практических  конференциях регионального и международного уровней. В 2004 году преподаватели  кафедры принимали участие в III Всероссийском съезде психологов г. Санкт-Петербург. Долгое время научно-исследовательская деятельность кафедры общей и возрастной психологии была посвящена  изучению различных аспектов проблемы психологии формирования Я-концепции.

Общеуниверситетская кафедра психологии образована в 1949 году. С момента основания института и до 1949 г. психологи и педагоги работали в составе общей кафедры, затем были образованы самостоятельные кафедры педагогики и психологии. Эта реорганизация оправдала себя. Не теряя связи с другими кафедрами, психологи получили возможность более целеустремленно решать задачи психологической подготовки студентов к работе в школе и по единой тематике проводить научные исследования. Позже при кафедре была открыта аспирантура, которая положительно повлияла и на комплектование кафедры кадрами. Долгое время руководил коллективом кафедры доктор философских наук профессор, за­служенный деятель науки РСФСР, создавший научную школу по проблеме во­ли Владимир Иванович Селиванов.

Основной вектор научной работы кафедры был связан с исследованиями по проблемам психологии воли и формирования волевых качеств учащихся. За время су­ществования кафедры по этой проблематике было проведено свыше 120 исследований, вы­полнено 29 кандидатских и 2 докторские диссертации.

Фактически кафедра являлась одной из немногих кафедр среди вузов страны по разработке во­просов психологии воли человека. По данной проблеме с 1967 г. кафедра организовала четыре научные межвузовские конференции, в которых принимали участие известные ученые страны Н.Ф. Добрынин, К.К. Платонов, В.Н. Колбановский,              П.А. Рудник, А.Ц. Пуни,  Ш.Н. Чхартишвили, И.В. Страхов и другие. Члены кафедры активно участвовали в работе пяти съездов Общества психологов СССР и различных конференций.

В 1982-1987 гг. кафедру психологии возглавлял кандидат психологи­ческих наук, доцент Валерий Алексеевич Комогоркин, поддерживающий научные традиции кафедры. В эти годы продолжалась активная научно-исследовательская работа по проблемам разви­тия и воспитания воли.

В 1987-1988 гг. кафедрой руководил доктор психологических наук, процессор Александр Исаевич Высоцкий , работающий на кафедре с 1971 года.

Видный отечественный ученый внес огромный вклад в практическую подготовку учителей, в психологическую и педагогическую науку. Александр Исаевич являлся учеником и последователем профессора В.И. Селиванова, основателя научной школы по проблемам волевой регуляции поведения человека. В 1982 году А.И. Высоцкий защитил докторскую диссертацию на тему «Возрастная динамика волевой активности школьников и методы ее изучения». Им опубликовано 40 научных статей и работ, в том числе учебное пособие для педагогических вузов «Волевая активность школьников и методы ее изучения» /1979/,  разработан комплекс экспериментальных методик для изучения воли школьников, под его руководством были созданы приборы к этим методикам.

С  1989 года по 1999 год кафедрой психологии руководил Иван Иванович Купцов, кандидат педагогических наук (по психологии), доцент, затем профессор.

В сентябре 1992 года была открыта аспирантура по специальности 19.00.07. — «Педагогическая психология». Ведущей науч­ной проблемой в этот период являлась проблема взаимосвязи волевых, интеллектуальных и эмоциональных действий учащихся в различных видах деятельности.

С 2000 года научно-исследовательская работа осуществлялась по проблеме «Человек как субъект жизнедеятельности». Преподаватели кафедры исследовали различные аспекты данной проблемы: психофизиологический, психологический, психолого-педагогический. В 2002 году старший преподаватель Ю.JI. Еремкин и профессор И.И. Купцов награждаются дипломом лауреатов Первого Всероссийского конкурса на лучший пакет психологических диагно­стических методик в системе образования.

С сентября 1999 года по май 2002 года кафедра психологии работала под руко­водством доктора педагогических наук, профессора Галины Ивановны Аксеновой. С мая 2002 года кафедру возглавляла доктор педагогических наук, профессор Лариса Анатольевна Байкова.
Евтешина Наталья Викторовна, заведующий кафедрой, кандидат психологических наук, доцент. Директор научно-образовательный центр «Психолого-педагогическое сопровождение гетерогенных групп». Основные научные труды: учебное пособие «Профессиональная идентичность психологов» (рекомендовано РАО), «Практикум общей и экспериментальной психологии» (соавторы И.С. Исаева, М.С. Лукова), соавтор учебного пособия под ред. А.Н. Сухова «Социальная психология организации» (рекомендовано РАО). Член Совета психологов при Главном управлении ЗАГС Рязанской области, член аттестационной комиссии государственных гражданских служащих Министерства молодежной политики, физической культуры и спорта Рязанской области. Награждена благодарственным письмом от начальника УВД по Рязанской области за помощь в организации реабилитационной работы с детьми г. Беслана в санатории «Старица» (2005 г.); грамотой ректора МГППУ В.В. Рубцова за активное участие в программе реабилитации детей, пострадавших в экстремальных ситуациях (2005 г.); дипломом лауреата Комитета по развитию физической культуры и массового спорта администрации города Рязани за первое место в городском смотре-конкурсе «Мастер педагогического труда по внеурочным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы (2010 г.); дипломом Совета молодых учёных и специалистов при губернаторе Рязанской области за руководство проектной мастерской «Улучшение воспитания молодёжи и помощь молодым семьям» и подготовку проекта «Структурно-функциональная модель развития волонтёрского движения в регионе» (2013 г.).Область научных интересов: психология идентичности личности, психологическая помощь в кризисных ситуациях,  психология спорта.

Состав кафедры

 

 

 

 

Байкова Лариса Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор, директор Института психологии, педагогики и социальной работы, действительный член Академии педагогических наук и социальных наук, действительный член Международной академии наук педагогического образования. Почетный работник высшего профессионального образования. Награждена почетным знаком «За заслуги перед Рязанской областью», Почетной грамотой Рязанской областной Думы, Почетным Знаком РГУ имени С.А. Есенина «За вклад в развитие университета». Область научных интересов: гуманистическая психология, гуманистическая педагогика, психология здоровья, социальное здоровье, сравнительная педагогика.

 

 

 

Горохова Елена Николаевна, кандидат психологических наук, доцент. Начальник УМУ РГУ имени С.А. Есенина. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Награждена грамотой Министерства образования РФ, благодарностью Председателя Государственной думы Федерального собрания РФ. Имеет Почетный знак РГУ имени С.А. Есенина «За вклад в развитие университета». Сопредседатель научно-методического совета по проблемам педагогики и психологии городского управления по науке, образованию и молодежной политики. Член общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России». Председатель экспертной группы при Главной Аттестационной комиссии Министерства образования Рязанской области. Область научных интересов: история психологии, методологические основы психологии, психология личности.

Митина Марина Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент. Секретарь Совета института психологии, педагогики и социальной работы. Ответственная за учебную работу по кафедре общей психологии, координатор учебного процесса на заочном отделении по специальности «Педагогика и психология» и направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (бакалавриат, магистратура). Руководитель образовательной программы направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» (заочное отделение). Председатель экспертной группы при Главной Аттестационной комиссии Министерства образования Рязанской области. Награждена грамотой Министерства образования РФ, Почетным знаком РГУ имени С.А. Есенина «За вклад в развитие университета». Имеет более 60 научно-методических публикаций, в том числе в журнале «Начальная школа», изданиях РИНЦ и ВАК. Область научных интересов: психология развития, возрастная психология, психология семьи, психология детско-родительских отношений.

 

Макеева Елена Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент. Заместитель директора ИППСР по учебной работе. Председатель профбюро института психологии, педагогики и социальной работы. Награждена грамотой Министерства образования РФ. Член общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России». Председатель экспертной группы при Главной Аттестационной комиссии Министерства образования Рязанской области, эксперт комиссии по аттестации государственных гражданских служащих министерства печати и массовых коммуникаций, министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области. Имеет более 50 научно-методических публикаций, в том числе в журналах «Коррекционная педагогика» и «Коррекционная психология», изданиях РИНЦ и ВАК.  Область научных интересов: педагогическая психология, детская психология, психология детей с отклонениями в развитии, проблемы инклюзивного образования.

 

Башкирева Татьяна Валентиновна, доктор биологических наук, заместитель директора по научной работе института психологии, педагогики и социальной работы. Ученица научной школы Агаджаняна Николая Александровича, академика РАН, заслуженного деятеля науки и культуры РФ, доктора медицинских наук, почетного профессора Российского университета дружбы народов. Имеет более 140 научных работ по физиологии, психологии, психофизиологии. Награждена грамотой Министерства образования и науки. Являлась исполнителем грантов РГНФ по проблемам социального здоровья учащейся молодёжи; профилактики техногенных катастроф. Область научных интересов: психическое, психологическое, социальное здоровье гетерогенных групп; психология одарённости; здоровьесберегающая образовательная среда; психофизиология, адаптология; экологическая физиология; биоритмология, экстремальная психология и физиология; психология профессиональной деятельности.

 

Еремкин Юрий Логинович, кандидат психологических наук, доцент. Руководитель «Инновационного экспериментального проекта по развитию субъектности учащихся младших классов» на базе МБОУ № 55 г. Рязани. Награжден медалью «За трудовую доблесть», грамотой Министерства образования РФ, Почетным знаком РГУ имени С.А. Есенина «За вклад в развитие университета». Имеет диплом лауреата Первого Всероссийского конкурса на лучший пакет психологических диагностических методик в системе образования. Область научных интересов: прикладные аспекты психодиагностики, проблемы психологического сопровождения учащихся, проблемы развития учащихся как субъектов учебной деятельности. Имеет более 80 научных публикаций.

 

Назарова Юлия Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент. Руководитель Учебно-методического совета института психологии, педагогики и социальной работы. Ветеран труда, награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ. В рамках Института непрерывного образования РГУ имени С.А. Есенина обучает студентов по дополнительной специальности «Логопедия», а также ведёт курсы по психологии самопознания и психологии общения. Работу в РГУ  она совмещает с практической работой учителем-логопедом в  школе  № 10 г. Рязани. Проводит НИРС и ежегодно готовит студентов для участия в студенческих научно-практических конференциях, организуя заседание секции «Психологические исследования, подсказанные жизнью». Назарова Ю.В. участвовала в   научной работе по теме «Социальное здоровье детей и учащейся молодёжи как этнопсихофизиологическая и психолого-педагогическая проблема в различных образовательных системах Рязанского региона», осуществляемой  при финансовой поддержке РГНФ (проект № 05-06-53601 а/Ц); совместно с коллегами по кафедре психологии выполняла НИР в рамках научно-исследовательского проекта   № 070653404 а/Ц «Изучение психологических особенностей сотрудников и работников в организациях и производственных коллективах в системе профилактики техногенных катастроф» при финансовой поддержке РГНФ. Также она принимает участие в качестве исполнителя в совместном европейском проекте «TEMPUS IV», осуществляя эмпирическое исследование учащихся и педагогов  четырех коррекционных  спецшкол  города Рязани.

Область научных интересов: психология развития, самопознания и саморазвития, акмеология, психология здоровья, психология общения, дети с нарушениями речи, специальная психология и коррекционная педагогика. Имеет 89 публикаций: 37 учебно-методических и 52 научных, в том числе – монографию «О некоторых подходах к исследованию нравственного развития личности», учебно-методическое пособие «основы специальной педагогики и психологии: Тексты и тесты по диагностике детей с проблемами в развитии», «Через самопознание – к исследованию личности», «От самопознания к саморазвитию».

 

Исаева Ирина Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент. Ответственная за воспитательную работу на кафедре общей психологии. Руководитель волонтерского отряда студентов «Милосердие». Член общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России».    Область научных интересов: консультативная психология, психология девиантного поведения. Исаева И.С. проводит занятия по образовательным программам специальности 030301 –Психология и 05.07.06.65 – Педагогика и психология, бакалавриата (направление подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, 37.03.01 – Психология, 44.03.01 – Педагогическое образование, 43.03.02 – Туризм, 38.03.03 – Управление персоналом) и магистратуры (44.04.02 – Психолого-педагогическое образование). Исаевой И.С. осуществлялось руководство учебной и производственной практикой, курсовыми, выпускными и квалификационными работами, магистерскими диссертациями.

Исаева И.С. участвует в работе курсов повышения квалификации на базе РГУ имени С.А. Есенина и в подготовке слушателей в Научно образовательном центре практической психологии и психологической службы РГУ имени С.А. Есенина по программе «Психологическое консультирование».

Исаева И.С. участвовала в работе курсов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров на базе РИРО и в подготовке клинических психологов на базе ГБОУВПО «Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Совет Института психологии, педагогики и социальной работы и ректорат университета неоднократно отмечал достижения Исаевой И.С. почетными грамотами:  за организацию воспитательной работы со студентами кафедры; за высокие показатели в научно-исследовательской работе; за активную работу в оргкомитете Международных научно-практических конференций «Педагогика и психология как ресурс развития современного общества», Международных научно-практических конференций студентов, магистров и молодых ученых «Единое образовательное пространство как фактор формирования и воспитания личности», за участие в подготовке и проведении Рязанских педагогических чтений»; за активное участие в деятельности МИП ООО «Перспектива плюс» и привлечение внебюджетных средств, за научное руководство НИРС, за участие в подготовке материалов для открытого конкурса на выполнение работ по проекту «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов».

 

Лукова Марина Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент. Курирует учебно-методическое направление деятельности кафедры общей психологии, является руководителем образовательной программы по направлению подготовки бакалавриата 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (очное отделение). Область научных исследований: гендерная психология, психологическое консультирование, особенности профессионального становления студентов-психологов.

 

 

 

 

Соловьева Ирина Ивановна, кандидат психологических наук, старший преподаватель. Защитила кандидатскую диссертацию на тему «Особенности становления отечественной педагогической психологии в семиотическом пространстве гуманитарного знания». Специалист по работе со студентами очно-заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология», направлений подготовки «Психолого-педагогическое образование» (бакалавриат, магистратура), «Психология» (магистратура). Область научных интересов: педагогическая психология, история психологии.

 

 

Матвеев Роман Евгеньевич, ассистент. Область научных интересов: проблемы агрессивного поведения подростков.

 

 

 

 

 

 

 

Кулишевская Ирина Валерьевна, старший преподаватель. Область научных интересов: проблемы проявления агрессивности личности студентов.

 

 

 

 

 

Юрченко Елена Николаевна, ассистент. Сфера научных интересов: психология личности, проблемы постинтернатной адаптации детей-сирот и детей оставшихся без попечение родителей.

 

 

 

 

 

Главина Ирина Николаевна, старший лаборант.

 

 

 

 

 

 

 

Калашникова Маргарита, студентка 3 курса направления подготовки психолого-педагогическое образование, лаборант кафедры.

 

 

 

 

 

 

 

 

Петрунина Наталья Александровна, студентка 3 курса направления подготовки психолого-педагогическое образование, лаборант кафедры.

 

 

 

 

 

 

Сведения о персональном составе научно-педагогических работников кафедры

obschee-foto

Учебная и научная деятельность кафедры

Кафедра общей психологии является выпускающей кафедрой по направлениям подготовки бакалавриата 37.03.01 «Психология» и 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», магистратуры по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование».

Преподаватели кафедры также обеспечивают подготовку по психологическим дисциплинам различных направлений подготовки университета.

В качестве основных целей деятельности кафедра общей психологии выдвигает:

  1. Обеспечить выполнение аккредитационных показателей по направлениям подготовки бакалавриата 37.03.01 «Психология» и 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»; направлению подготовки магистратуры 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование».
  2. Разработать методические материалы для обучения студентов-инвалидов с применением дистанционных образовательных технологий.
  3. Увеличить количество публикаций ППС кафедры в системе РИНЦ.
  4. Осуществлять деятельность по развитию и реализации дополнительных профессиональных образовательных программ.
  5. Посредством воспитательной работы, осуществляемой кураторами академических групп и другими преподавателями кафедры в рамках учебного процесса, увеличить уровень корпоративной культуры студентов.
  6. Осуществлять проведение профориентационной работы среди школьников, направленной на увеличение имиджа университета.
  7. Осуществление системной модернизации содержания и структуры подготовки психологов на основе принципов Болонского соглашения;
  8. Внедрение инновационных образовательных технологий в процесс подготовки по дисциплинам психологического направления;
  9. Развитие культурной, обладающей гражданской позицией, профессионально компетентной личности студентов посредством осуществления системы воспитательной работы кафедры, организуемой на основе творческого сотрудничества студентов и преподавателей, самоуправления социальной активности;
  10. Разработка научно-исследовательских проектов, внедряемых в социокультурную и экономическую сферы региона;
  11. Укрепление имеющихся связей установления эффективного сотрудничества кафедры общей психологии с организациями и учреждениями, коммерческими и некоммерческими организациями, учреждениями науки, культуры и спорта;
  12. обеспечение высокой квалификации и неуклонного профессионального роста профессорско-преподавательского состава кафедры через развитие системы наставничества, работу учебно-методического семинара.

Кафедра общей психологии в рамках договорных отношений со следующими образовательными учреждениями и другими предприятиями города Рязани организует производственную практику студентов: Рязанская областная клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Баженова, МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков» г. Рязани.

Преподаватели кафедры реализуют Совместный европейский проект ТEMPUSIV 543873- ТEMPUS– 1- 20123- 1 — DE– ТEMPUS– JPCR «Подготовка педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями».

РГУ имени С.А. Есенина – член консорциума.

Цель проекта — координация усилий педагогов, психологов, ученых и практиков РГУв решении актуальных психолого-педагогических проблем модернизации образования, участие в системе инклюзивного образования в условиях открытости с учетом современных тенденций педагогической науки и практики.

Ежегодно студенты и преподаватели кафедры принимают участие в различных научных мероприятиях.

Фестиваль психологической науки и практики «Нет границ для человеческого познания…» (2013 г.)

В 2013 году Н.В. Евтешина, М.С. Лукова, Ю.В. Шильцова приняли участие в форуме молодых ученых г. Рязани и Рязанской области «Новый взгляд на город».

В апреле 2014 года преподаватели кафедры приняли участие в работе X Всероссийской научно-практической конференции, организованной Федерацией психологов образования России.

Ежегодно студенты-психологи принимают участие в межвузовской Олимпиаде на лучшие знания в области психологии «Шаги к успеху и профессионализму», огранизованной Академией ФСИН России. В 2014 году Роман Матвеев, Анастасия Фафашкина, Анастасия Авилкина, Денис Яшечкин, Жанна Королькова, Анастасия Алёхина под руководством и.о. зав. кафедрой общей психологии, кандидата психологических наук Н.В. Евтешиной одержали победу.

 

 

Студенты под руководством преподавателей принимают активное участие в волонтерской и благотворительной деятельности региона. В 2013 г. под руководством кандидата психологических наук И.В. Баковой на базе кафедры был организован  студенческий волонтерский отряд «Милосердие». Координатором деятельности волонтёрского отряда в настоящее время является кандидат психологических наук, доцент Ирина Сергеевна Исаева. Командиром отряда 2013-2014 г.г. была  Крючкова Анастасия, студентка направления подготовки бакалавриата «Психолого-педагогическое образование», с 2015 года — Ясенкова Наталья, студентка 2 курса направления  подготовки бакалавриата «Психология».

Волонтёрский отряд призван воспитывать студентов в духе гуманного отношения к людям в трудной жизненной ситуации или с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивать уважение к человеческой личности, способствовать воспитанию патриотизма и активной жизненной позиции

Целью волонтёрского отряда «Милосердие» является развитие у студенческой молодёжи высоких нравственных качеств путём пропаганды идей добровольного труда на благо общества и привлечения студентов к решению социально значимых проблем.

Основными задачами являются:

  • Психолого-педагогическое сопровождение людей в трудной жизненной ситуации или с ограниченными возможностями здоровья разного возраста
  • Организация и проведение культурно-массовых мероприятий в различных социальных учреждениях и организациях г. Рязани.

Аспирантура

Руководство аспирантами и соискателями по специальности 13.00.01- общая педагогика, история педагогики и образования на кафедре осуществляет доктор педагогических наук, профессор Л.А. Байкова. В 2010 — 2013 г. успешно защитили кандидатские диссертации по проблемам гуманизации следующие аспиранты: Логинов Виктор Владимирович по теме «Развитие смысложизненных ориентаций студентов средствами иностранного языка в образовательном процессе вуза» (2010), Поддубная Ольга Юрьевна «Образовательно-воспитательное пространство Интернета как средство развития информационной культуры студентов» (2010), Поднебесная Элла Игоревна «Педагогические аспекты формирования социального здоровья подростков» (2010), Костина Наталья Кирилловна «Ценностнопрактический подход к ориентации учащихся профильных классов» (2010), Галицына Ирина Васильевна «Организационно-педагогические условия становления и функционирования системы психологической службы вуза» (2011), Ладохина Ирина Юрьевна «Дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению в современной начальной школе»(2012), Микова Ирина Митковна «Академическая мобильность студентов в вузах России и США»(2013).

В октябре 2013 года преподаватель кафедры Башкирева Татьяна Валентиновна защитила докторскую диссертацию «Физиологическое обоснование особенностей адаптационных реакций у спортсменов-парашютистов в экстремальных условиях профессиональной деятельности» при диссертационном совете при Российском университете дружбы г.Москва.

Публикации преподавателей кафедры

За период с 2013 года по настоящий момент преподавателями кафедры было опубликовано порядка 30 научных и учебно-методических работ. К числу наиболее значимых можно отнести следующие публикации:

  • Байкова Л.А. О некоторых критериях эффективности воспитательной системы школы и вуза // Психолого-педагогический поиск. 2013. № 3 (27). С.20-27.
  • Байкова Л.А. Формирование научного метода Марии Монтессори // Российский научный журнал. 2013. № 5(36)С. 41-46 (в соавторстве)
  • Байкова Л.А., Бубнова Е.Ю. Оценка учебных достижений обучающихся в образовательных учреждениях Германии       // Психолого-педагогический поиск: научно-методический журнал, Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2014/ № 4. -178с. — с.20-27.
  • Евтешина Н.В. Теоретико-методологические аспекты феномена профессиональной идентичности психологов в социальной психологии: структура и методы исследования // Психолого-педагогический поиск: научно-методический журнал, Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2014. № 1(29). — С.66-75
  • Исаева И.С., Назаров А.В.  Развитие личностного потенциала военнослужащих, проходящих военную службу по призыву // Современные гуманитарные исследования: научно-практический журнал, № 3 (58) — Москва, 2014. С. 115-117
  • Исаева И.С., Назарова Е.В. Психологическая профилактика профессиональной деформации личности сотрудника полиции// Современные гуманитарные исследования: научно-практический журнал, № 3 (58) — Москва, 2014. С. 122-124
  • Байкова Л.А, Щеглова Е.В. Развитие музыкально-эстетических способностей детей гетерогенных групп в системе дополнительного образования республики Казахстан //Материалы международного конгресса // Поддержка одарённости – развитие креативности. Т.2.- Витебск, ВГУ имени П.М. Машерова, 2014. – С.154-157
  • Башкирева Т.В. Психофизиологические адаптационные реакции у девочек спортсменок- гимнасток группы олимпийского резерва        статья // Материалы международ. конгресса // Поддержка одарённости – развитие креативности. Т.2.- Витебск, ВГУ имени П.М. Машерова, 2014. 240 с. – с.150-154
  • Еремкин Ю.Л.Одаренные дети в школе: подходы к диагностике детской одаренности//Материалы международ. конгресса // Поддержка одарённости – развитие креативности. Т.2.- Витебск, ВГУ имени П.М. Машерова, 2014. – с.150-154
  • Байкова Л.А., Толмачева Г.А. Методологическое обоснование дополнительных компетенций педагога, необходимых для работы с гетерогенными группами обучающихся и их родителями       статья Великий Новгород: НовГУ, Инклюзивное образование: проблемы и перспективы: Сборник научных материалов международной научно-практической конференции «Сетевое взаимодействие университетов с социальными партнерами в области инклюзивного образования: международный и региональный аспект» 19-21 мая 2014 года. – 448 с. С.209-217.
  • Байкова Л.А. О разработке модели специальных компетенций педагога инклюзивного образования // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: проблемы гетерогенных групп и инклюзивного образования»: Материалы Международной научно-практической конференции, Рязань, РГУ им. С.А. Есенина, 9-11 октября 2014 года. – 452 с. — с.331-345.
  • Евтешина Н.В, Ефремова Т.В. К вопросу о профессиональной идентичности студентов спортивных факультетов//Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы Международной научно-практической конференции 9-11 октября 2014 года / под. ред. Л.А. Байковой, Н.В. Евтешиной, И.С. Исаевой, Э.В. Самариной; РГУ имени С.А. Есенина. – Рязань,– 2014. –452 с. с.7-9.
  • Евтешина Н.В. Психологическое сопровождение учащихся спортивной школы как основа профилактики девиантного поведения//Великий Новгород: НовГУ, Инклюзивное образование: проблемы и перспективы: Сборник научных материалов международной научно-практической конференции «Сетевое взаимодействие университетов с социальными партнерами в области инклюзивного образования: международный и региональный аспект» 19-21 мая 2014 года. С.242-246. – 448 с.
  • Еремкин Ю.Л., Иванюк Н.С. Подготовка учителей начальной ступени обучения к работе с гетерогенными группами учащихся // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы Международной научно-практической конференции 9-11 октября 2014 года / под. ред. Л.А. Байковой, Н.В. Евтешиной, И.С. Исаевой, Э.В. Самариной; РГУ имени С.А. Есенина. – Рязань,– 2014. –452 с.
  • Еремкин Ю.Л., Ожерельева С.В. Учащийся начальной ступени обучения как субъект взаимоотношений в классе // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы Международной научно-практической конференции 9-11 октября 2014 года / под. ред. Л.А. Байковой, Н.В. Евтешиной, И.С. Исаевой, Э.В. Самариной; РГУ имени С.А. Есенина. – Рязань,– 2014. –452 с. — с.354-359
  • Исаева И.С.,Сучкова О.А.  Исследование агрессивности подростков // Инклюзивное образование: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Сетевое взаимодействие университетов с социальными партнерами в области инклюзивного образования: международный и региональный аспект» (Великий Новгород, 19-21 мая 2014 года) / сост. Е.В. Иванов; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2014, с. 378-385
  • Исаева И.С.,Назаров А.В.   Личностный потенциал военнослужащих, проходящих военную службу по призыву // Модернизация образования: история и современность: материалы XXI Рязанских педагогических чтений, 31 марта 2014 года / А.А. Романов, Л.И. Архарова, О.Л. Егорова; РГУ имени С.А. Есенина. — Рязань, 2014. 152 с. – С.112-115.
  • Исаева И.С., Назарова Е.В  Профессиональная деформация личности сотрудника полиции // Модернизация образования: история и современность: материалы XXI Рязанских педагогических чтений, 31 марта 2014 года / А.А. Романов, Л.И. Архарова, О.Л. Егорова; РГУ имени С.А. Есенина. — Рязань, 2014. 152с. — С. 115-118
  • Исаева И.С., Микулович А.Н Основные направления исследования психологической адаптации военнослужащих, проходящих военную службу по призыву // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: проблемы гетерогенных групп и инклюзивного образования: материалы 6-й Международной научно-практической конференции, 9-11 октября 2014 года / под ред. Л.А. Байковой, Н.В. Евтешиной, И.С. Исаевой, Э.В. Самариной; РГУ имени С.А. Есенина. — Рязань, 2014, 452с.. — С. 91-95
  • Лукова М.С.,* М.А.Бондарькова  О роли рефлексии в профессиональном развитии студентов-психологов // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: проблемы гетерогенных групп и инклюзивного образования: материалы 6-й Международной научно-практической конференции, 9-11 октября 2014 года / под ред. Л.А. Байковой, Н.В. Евтешиной, И.С. Исаевой, Э.В. Самариной; РГУ имени С.А. Есенина. Рязань, 2014, с. 286-291
  • Назарова Ю.В. Представления о потребностях детей с ограниченными возможностями здоровья у педагогов// Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: проблемы гетерогенных групп и инклюзивного образования: материалы 6-й Международной научно-практической конференции, 9-11 октября 2014 года / под ред. Л.А. Байковой, Н.В. Евтешиной, И.С. Исаевой, Э.В. Самариной; РГУ имени С.А. Есенина. Рязань, 2014, с. 113-122, РГУ имени С.А. Есенина. – Рязань, 2014. – 452 с.
  • Назарова Ю.В. Подгрупповое логозанятие в 8 классе по развитию диалогической формы речи «Телефонный разговор» // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: проблемы гетерогенных групп и инклюзивного образования: материалы 6-й Международной научно-практической конференции, 9-11 октября 2014 года / под ред. Л.А. Байковой, Н.В. Евтешиной, И.С. Исаевой, Э.В. Самариной; РГУ имени С.А. Есенина. Рязань, 2014. – 452 с. — с. 123-129
  • Шильцова Ю.В. Специфика социальной адаптации старших дошкольников в условиях современного межкультурного взаимодействия // Материалы Х-й Международной научно-практической конференции «Ключевые аспекты научной деятельности-2014» Мaterialy X Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Kluczowe aspekty naukowej dzialalnosci-2014».Volume 14. Psychologia i socjologia. Przemysl. Nauka I studia. 64 str. Польша. 2014. – С. 33-39.
  • Шильцова Ю.В. Подвижные и спортивные игры как эффективный метод социально-психологической адаптации старших дошкольников и младших школьников    // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы Международной научно-практической конференции 9-11 октября 2014 года / под. Ред. Л.А. Байковой, Н.В. Евтешиной, И.С. Исаевой, Э.В. Самариной; РГУ имени С.А. Есенина. –Рязань,– 2014. –452 с. – С. 32-35
  • Шильцова Ю.В. Социально-психологические проблемы адаптации старших дошкольников в современных условиях // Человек в мире культуры: прагматика и метафизика современности: материалы IХ Международного философско-культурологического симпозиума/отв. за вып. А.В. Пронькина; РГУ имени С.А. Есенина. – Рязань,– 2014. – 204 с.- С. 195-199.
  • Башкирева Т.В. Направления и критерии диагностики социального здоровья детей и учащейся молодежи в психологии   тезисы            Качество жизни, психология здоровья и образование: междисциплинарный подход: материалы Международной научно-практической конф. 24-25 апреля 2014 – М., РУДН. – 2014. – С. 45
  • Макеева Е.А. Семья и проблема социализации ребёнка с проблемами в развитии// Модернизация образования: история и современность: материалы XXI Рязанских педагогических чтений, 31 марта 2014 года / А.А. Романов, Л.И. Архарова, О.Л. Егорова; РГУ имени С.А. Есенина. — Рязань, 2014. — с. 103-105
  • Митина М.А. Провление эмоций у спортсменов тезисы Модернизация образования: история и современность: материалы XXI Рязанских педагогических чтений, 31 марта 2014 года / А.А. Романов, Л.И. Архарова, О.Л. Егорова; РГУ имени С.А. Есенина. — Рязань, 2014. с.132-133
  • Общая и экспериментальная психология: практикум/ Н.В. Евтешина, И.С. Исаева, М.С. Лукова; Ряз.гос.ун-т имени С.А. Есенина. – Рязань, 2016. – 92 с.
  • Байкова Л.А., Свистун В.И. Научные основы взаимодействия субъектов управления образовательной сферы в процессе совместной деятельности// Креативна педагогiка. Вип. 10. Науково-методичний журнал. Вiнниця: Академiя мiждународного спiвробiтництва з креативноi педагогiки, 2015. С.116-121.
  • Еремкин Ю.Л, Еремкина О.В.,  Мартишина Н.В., Гребенкина Л.К. Continuous formation of professionalism of the teacher// SGEM 2015 International MultidisciplinarConference on Social Science and Arts (WEB of Science, SCOPUS).
  • Baykova L.A., Tolmacheva G.A. Invariant special competences of inclusive education/INCLUSIVE EDUCATION IN DIFFERENT EAST AND WEST EUROPEAN COUNTRIES/Edited By Diana Spulber/Copyright 2015 Eurilink. Eurilinl Edizioni Srl/ ViaNomentana 335, 00162 Roma/ISBN: 978 88 97931 24 9.
  • Макеева Е.А. Актуальные проблемы инклюзивного образования// ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ I № 3 (87) 2 0 1 6. С. 18.
  • Митина М.А. Представления о семейных ценностях у супругов с различным стажем семейной жизни// ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ I № 3 (87) 2 0 1 6. С. 29.
  • Башкирева Т.В. Понятия «субъект» и «личность» в изучении проблем человеческого фактора // ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ I № 3 (87) 2 0 1 6. С. 14
  • Евтешина Н.В. Деятельность научно-образовательного центра «Психолого-педагогическое сопровождение гетерогенных групп» по разработке стратегического плана развития инклюзивного образования // ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ I № 3 (87) 2 0 1 6. С. 99

Монографии

  • Байкова Л.А.Социальное здоровье детей и молодежи:методология,теория и практика: монография //Л.А.Байкова; РГУ имени С.А.Есенина.- 2-е изд., стереотип.- Рязань, 2012.-224с. (Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ №05-06-53601 а/Ц
  • Евтешина Н.В. Профессиональная идентичность психологов: учебное пособие/Н.В.Евтешина; РГУ имени С.А.Есенина.- Рязань.-2013.-84с. Рекомендовано редакционно-издательским советом Российской академии образования к использованию в образовательном процессе образовательных учреждений высшего профессионального образования.
  • Башкирева Т.В. Функциональное и психоэмоциональное состояние детей и учащейся молодёжи: Монография Т.В.Башкирева;РГУ имени С.А.Есенина.-Рязань,2005
  • Шильцова Ю.В. Ассертивность как механизм социальной адаптации дошкольников. LAPLAMBERTacademicPublishingGmbH& Co. 2012

Наши выпускники

Кафедра общей психологии поддерживает тесные связи со своими выпускниками, которые работают в образовательных организациях г, Рязани и Рязанской области, а также успешно трудятся на разных должностях в органах государственного управления.

Подготовка бакалавров и магистрантов ведется по очной и заочной формам обучения. С 1999 года и по настоящее время подготовлено более 300 выпускников направлений подготовки «Психология» и «Психолого-педагогическое образование.

Выпускники 2015 г. бакалавриата направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» со своими преподавателями
Выпускники 2015 г. бакалавриата направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» со своими преподавателями
Выпускники 2015 г. магистратуры по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» с преподавателями
Выпускники 2015 г. магистратуры по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» с преподавателями

Наши выпускники работают:

  • практикующими психологами в различных образовательных и лечебных организациях и учреждениях;
  • преподавателями в вузах города и страны;
  • руководителями организаций и учреждений социальной сферы;
  • организаторами и координаторами социальной работы с отдельными лицами и группами людей, имеющих особые (ограниченные) возможности;
  • специалистами по оказанию социальной помощи и услуг различным группам населения в государственных и негосударственных учреждениях образования, здравоохранения;
  • в органах исполнительной власти;
  • в органах внутренних дел.

Митина Елена Анатольевна, Депутат Государственной Думы РФ.

 

 

 

 

 

 

 

Фёдорова Елена Владимировна, выпуск 2015 г., направление подготовки «Психолого-педагогическое образование» (магистратура), педагог-психолог в МБУДО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

 

 

 

 

 

 

 

Дигол Татьяна Евгеньевна, выпуск 2014 г., специальность «Психология», педагог-психолог МБОУ «Школа № 56» г. Рязани

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Савкина Вероника Юрьевна, выпуск 2010 г., специальность «Психология», педагог-психолог МБОУ «Школа № 56» г. Рязань

 

 

 

 

 

Коваленко Татьяна Александровна, выпуск 2012 г., специальность «Психология»,старший психолог ФКУ «Республиканская Клиническая Инфекционная Больница» («РКИБ») Минздрава России (Санкт-Петербург, Усть-Ижора)

 

 

 

 

 

 

 

Шамова Татьяна Михайловна, выпуск 2008 г., специальность «Психология», медицинский психолог, Московский научно-практический центр наркологии

 

 

 

 

 

 

 

Фертауп Евгения Валерьевна

Окончила РГПУ в 2005 году, специальность «Психология», медицинский психолог  Рязанской областной клинической психиатрической больницы имени Н.Н. Баженова, психолог Центра развития личности«Академия детства»

 

 

 

 

Квашенко Наталья Алексеевна.

Окончила РГУ имени С.А.Есенина в 2012 году.

Психолог, Отделение Пенсионного фонда по Рязанской области

 

 

 

 

Кривцова Лилия Матвеевна, выпуск 2013 г., направление подготовки «Психолого-педагогическое образование» (магистратура), депутат Рязанской городской Думы. (Комитет по социальному развитию и Комитет по экономическому развитию)

 

 

 

 

 

 

 

Чикунов Михаил Васильевич, выпуск 2015 г., направление подготовки «Психолого-педагогическое образование» (бакалавриат), главный специалист отдела по делам молодежи, физической культуры и спорта администрации Рязанского муниципального района

 

 

 

 

 

 

Блинков Олег Евгеньевич, выпуск 2015 г., направление подготовки «Психолого-педагогическое образование» (магистратура), профессор кафедры гражданского права и процесса Академии ФСИН России

 

 

 

 

 

 

 

 

Власова Лариса Анатольевна, выпуск 2003 г. специальность «Педагогика и психология», к.пс.н., доцент; зам. декана факультета ДПО МПСУ в г. Рязани, председатель Совета психологов главного управления ЗАГС Рязанской области

 

 

 

 

Разина Людмила Николаевна, учитель истории, зам. директора по УР МБОУ СОШ № 56 г. Рязани. Заслуженный учитель РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

Лукьянова Светлана Александровна,  выпуск 2007 г. специальность «Педагогика и психология», зам. директора по воспитательной работе МБОУ «Школа №71» г. Рязани

 

 

 

 

 

Пряхина Ольга Николаевна, выпуск 2004 г. специальность «Педагогика и психология», старший психолог УМВД по Рязанской области, майор внутренней службы.

 

 

 

 

 

 

Котюкова Алиса

Окончила РГУ имени С.А,Есенина в 2011 году, специальность «Психология».Клинический психолог ФГБУ «Лечебно-реабилитационный центр» Минздрава РФ. Основные направления: работа с пациентами в отделении хирургической онкологии; психокоррекционные занятия с пациентами в отделении нейрореабилитации.

 

 

 

Юкин Вадим Вячеславович

Окончил РГУ имени С.А.Есенина в 2007 году, специальность «Педагогика и психология», тренер, педагог-психолог СДЮСШОР по лёгкой атлетике и ДЮСШ №1 г. Рязани

 

 

 

Наши выпускники также остаются и в стенах родного вуза: Верозуб Анастасия Сергеевна, ассистент кафедры психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики, специальный психолог;  Евтешина Наталья Викторовна, заведующий кафедрой общей психологии, кандидат психологических наук, доцент; Матвеев Роман Евгеньевич, ассистент кафедры общей психологии; Кулишевская Ирина Валерьевна, ведущий специалист по учебной работе учебно-методического управления, старший преподаватель кафедры; Юрченко Елена Николаевна, ассистент кафедры общей психологии; Сучкова Ольга Алексеевна, зав. лабораторией отдела эксплуатации компьютерных классов; Пинигина Екатерина Михайловна, начальник отдела внеучебной работы.

 

 

 

Добавить комментарий

You must be logged in to post a comment