Адрес: 390000, г. Рязань, Первомайский проспект, д. 49/2, факультет социологии и управления — ауд. 115

Тел./факс. : +7 (4912) 28-05-83

E-mail: e.adzhieva@365.rsu.edu.ru

График работы:

с 7.30 до 14.30, перерыв для отдыха и питания — 1 час, для педагогических работников — в соответствии с расписанием учебных занятий
• вс — выходной

Кафедра педагогики и менеджмента в образовании прошла длительный путь становления. Свою историю кафедра начинает с 1931 г. С 1.10.1931 г. заведовал кафедрой педагогики доцент М.А. Мельников. В 1949 г. кафедра педагогики была разделена на две кафедры: психологии (заведующий кафедрой — доцент В.И. Селиванов) и педагогики (заведующий кафедрой — доцент Н.И. Алпатова). Позднее кафедрой педагогики заведовали А.А. Доронина (1956 -1964), П.И. Самоуков (1964-1966), А.И. Кочетов (1968 -1977), Л.К. Гребенкина (1978-2013), В.А. Беляева (1988-2010), Н.В. Мартишина  ( 2013-2019). В разные годы жизни университета в зависимости от потребностей государства, времени, социума приоритетными становились не только вопросы истории педагогики и дидактики, но и изучение теории и методики коммунистического воспитания, методики воспитательной работы и основ педагогического мастерства, педагогических технологий. С 01 сентября 2013 года кафедра вошла в состав факультета социологии и управления и стала называться кафедрой педагогики и менеджмента в образовании. В настоящее время руководство кафедрой осуществляет зав. каф., к.пед. н., доцент Елена Михайловна Аджиева.

Состав кафедры:

Аджиева Елена Михайловна – заведующий кафедрой, к.пед. н., доцент, высшее образование, (квалификация учитель начальных классов, магистр).

 

 

 

 

 

 

Ганина Тамара Васильевна, к.пед.н., доцент, высшее образование, (квалификация  учитель истории, обществоведения и английского языка).

 

 

 

Гребенкина Лидия Константиновна, д.пед.н., профессор, высшее образование, (квалификация  учитель истории).

 

 

 

 

 

 

Еремкина Ольга Васильевна, д.пед.н., доцент, высшее образование, (квалификация учитель математики).

 

 

 

 

 

 

Жокина Надежда Алексеевна, к.пед.н., доцент, высшее образование, (квалификация учитель русского языка и литературы).

 

 

 

 

 

Мартишина Нина Васильевна, д.пед.н., профессор, высшее образование, (квалификация учитель истории, обществоведения и английского языка; магистр).

 

 

 

 

 

 

Орлова Юлия Васильевна, к.пед.н., доцент, высшее образование, (квалификация учитель русского языка и литературы).

 

 

 

 

 

 

Петренко Антонина Анатольевна, д.пед.н., доцент, высшее образование, (квалификация учитель истории, обществоведения и английского языка).

 

 

 

 

 

 

Щетинина Наталья Павловна, к.пед.н., доцент, высшее образование, (квалификация учитель английского языка).

 

 

 

 

 

 

Научная деятельность кафедры:

Кафедра осуществляет подготовку по всем направлениям педагогического образования на всех факультетах РГУ имени С.А. Есенина. Кафедра является выпускающей кафедрой по направлению магистратуры 44.04.01. Педагогическое образование, профиль «Инновации в высшем образовании», Педагогика высшей школы».

Направление научного исследования кафедры –  «Профессионально-личностное становление и развитие специалиста в сфере образования»

Руководитель Аджиева Е.М., к.п.н.,  доцент.

По итогам работы над темой в 2020 г.

  • опубликовано 6 учебно-методических пособий; 37 научных статей, из них 2 в зарубежных журналах, 9 в журналах, рецензируемых ВАК, 35 – РИНЦ;
  • защищена (сентябрь 2020 г.) диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук Сусловой С.М. «Развитие экологической культуры учащихся 9-11 классов в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности», научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Л.К. Гребенкина;
  • подготовлены и защищены при выпуске из аспирантуры 1 диссертация (аспирант Лебедева О.С. научный руководитель Мартишина Н.В.);
  • реализованы: программа переподготовки «Педагогика и психология общего и среднего профессионального образования» (руководитель Ганина Т.В.); «Основы вожатской деятельности в детском лагере» (72 ч), «Педагог-организатор детского лагеря с использованием дистанционных технологий» (руководитель Жокина Н.А.);
  • для апробации модели профессионально-личностного развития педагога проведены диагностические срезы на студентах магистратуры и бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование».
  • Выполнен Грант «Педагогическая модель формирования академического этоса студентов в информационно-образовательной среде современного вуза». Заявка 19-013-00108 Конкурс А Основной код классификатора: 13-209 Теория и методика профессионального образования; Дополнительные коды классификатора: 11-105 Этика. Эстетика. Руководитель Т.В. Еременко (д.п.н., профессор, профессор РГУ имени С.А.Есенина). Исполнители: Н.В. Мартишина (д.п.н., доцент, профессор РГУ имени С.А.Есенина), В.А. Фулин (старший преподаватель).

Печатные работы преподавателей:

В 2020 году по теме исследования опубликованы печатные работы:

  1. Мартишина Н.В. Педагогическое общение и педагогическая конфликтология. Учебное пособие. Москва: РУСАЙНС, 2020, 172с.
  2. Мартишина Н.В., Еремкина О.В. Традиционные и новые технологии обучения. Учебно-методическое пособие. Москва: РУСАЙНС, 2020, 150 с.
  3. Гречушкина Н.В.,Мартишина Н.В. Педагогическое общение в электронной информационно-образовательной среде. Учебное пособие. Москва: РУСАЙНС, 2020,180с.
  4. Мартишина Н.В.Скрынников Н.П. Духовно-нравственное воспитание будущих офицеров: исторический аспект. Учебно-методическое пособие. Москва: РУСАЙНС, 2020,180с.
  5. Петренко А.А. Педагогическая компетентность управляющего персоналов в      образовательной организации. Учебное пособие. Москва :РУ-САЙНС,2020. – 258 с.
  6. Петренко А.А. Менеджмент в образовании. Роль и значение в управлении образовательными системами. Аспирантура. Бакалавриат. Магистратура. Учебное пособие. Русайнс, 2020. — 124 с.
  7. Аджиева Е. М. Доверие как нравственный идеал в детско-взрослых сообществах лагерей пионерского и комсомольского актива  С. 121-128. Статья. Психолого-педагогический поиск. 2020. 3 (55).
  8. Аджиева Е. М. Взаимодействие школы и семьи: реалии и перспективы сотрудничества. Статья. Приоритеты и ценности воспитания и развития личности в современном социуме: материалы научно-практической конференции (с международным участием), 30 октября 2019 г.
  9. Аджиева Е.М. Студенческий педагогический отряд: специфика деятельности и особенности подготовки вожатых. Статья. Слет педагогических отрядов Центрального федерального округа «Синяя птица» : сб. материалов / под ред. Ю.А. Завертяевой. – Рязань : Ряз. гос. ун-т имени СА. Есенина, 2020. -–98 с. С. 15-18.
  10. Белова О.А. Щетинина Н.П. Эмоциональный статус и адаптация как составляющие здорового образа жизни старших подростков. Статья. Школа будущего. 2020. № 3. С.272- 283.
  11. Белова О.А., Щетинина Н.П. Особенности формирования зрительно — моторных координаций у учащихся 6-8 лет. Статья. Новой школе – здоровые дети : материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (2-3 октября 2020 г., Воронеж).
  12. Белова О.А., Щетинина Н.П. Тенденции физического развития современных подростков. Статья. Новой школе – здоровые дети : материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (2-3 октября 2020 г., Воронеж).
  13. Бирючинская Т.А., Новицкий Я.М. Физическое воспитание дошкольников. Статья. Физическая культура и спорт в XXI веке : материалы межрегион. науч.- практ. конф., Рязань, 25 марта 2020 года.
  14. Ганина Т.В., Кулагина И.А. Приоритеты и ценности педагогов и современных школьников. Статья. Приоритеты и ценности воспитания и развития личности в современном социуме.- Рязань, 2020.
  15. Гребенкина Л.К., Копылова Н.А. Из истории и опыта возникновения и развития инклюзивного образования в России. Статья. Понятийный аппарат педагогики и образования : сборник научных трудов. Екатеринбург : [б. и.], 2020. – С. 71-79.
  16. Гребенкина Л.К.Копылова Н.А. Исторический подход к исследованию проблемы волонтерской деятельности. Статья. Педагогическое образование: вызовы XXI века: Материалы XI Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося ученого – педагога, академика В.А. Сластенина (г. Москва, 24 – 25 сентября 2020 г.). Москва, 2020. С.392-399.
  17. Гребенкина Л.К.Копылова Н.А. О роли и значимости профессиональной культуры на развитие личности будущего учителя в современных условиях. Статья. Воспитательная работа в образовательной организации: состояние, проблемы, перспективы развития: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференци с международным участием (Москва, 25-26 ноября 2020).
  18. Гребенкина Л.К.Копылова Н.А. Современные ценности профессиональной подготовки будущих специалистов и их значимость в профессиональной деятельности. Статья. Приоритеты и ценности воспитания и развития личности в современном социуме. Материалы научно-практической конференции (с международным участием). Рязань, 30 октября 2019 г. Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2020. – С. 43-51.
  19. Гребенкина Л.К.Копылова Н.А. Организация взаимодействия преподавателей и студентов на занятиях по иностранному языку в техническом вузе в условиях инновационного высшего профессионального образования. Статья. Аксиология иноязычного образования в контексте подготовки педагога будущего: материалы Международного научно-практического форума, посвященного 65-летию кафедры методики преподавания иностранных языков (г. Москва, 6–7 декабря 2019 г.). М.: МПГУ, 2020. – С. 467-485.
  20. Гребенкина Л.К.*Орехова Е.Ю., Суворова Н.А., Ставрук М.А. Pedagogical conditions of formation of professional competence of students of a technical university. Статья. Порту-Алегри (Бразилия), 2020. pp. 291-302.
  21. Гребенкина Л.К.Демидова С.Б. Проблема подготовки учителя в педагогическом наследии М.М.Рубинштейна и ее значимость в современных условиях. Статья. Психолого-педагогический поиск: научно-методический журнал, 2020, №2(54). Рязань, 2020.–  С. 33-42.
  22. Гребенкина Л.К.Копылова Н.А. Современные ценности профессиональной подготовки будущих специалистов и их значимость в профессиональной деятельности. Статья. Приоритеты и ценности воспитания и развития личности в современном социуме. Материалы научно-практической конференции (с международным участием). Рязань, 30 октября 2019 г. Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2020. – С. 43-51.
  23. Еременко Т.В. Мартишина Н.В. Ценностные ориентации информационного поведения российских студентов в аспекте академической этики (по материалам фокус-групп). Статья. Педагогика. 2020. № 2 ,(Т. 84). – С.75-84
  24. Еремкина О.В. Развитие исследовательских умений магистрантов в процессе научного взаимодействия вуза с международным центром «Артек». Статья. Приоритеты и ценности воспитания и развития личности в современном социуме. Материалы научно-практической конференции (с международным участием). Рязань, 2020. С. 59-65.
  25. Еремкина О.В. Психолого-педагогическая готовность будущего учителя к работе в условиях инклюзивного образования. Статья. Понятийный аппарат педагогики и образования. Сборник научных трудов. Екатеринбург, 2020. С. 305-314.
  26. Еремкина О.В. , Еремкин Ю.Л. Развитие научно-исследовательской культуры будущих педагогов. Статья. Психолого-педагогический поиск. 2020. № 1 (53). С. 24-35.
  27. Еремкина О.В., Гребенкина Л.К. Формирование профессиональной культуры будущего педагога в процессе обучения в магистратуре. Статья.
  28. Педагогическое образование: вызовы XXI века: Материалы XI Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося ученого – педагога, академика В.А. Сластенина (город Москва, 24 – 25 сентября 2020 г.) / Отв. редактор Л.С Подымова, А.В. Лукинова. – Москва, 2020 г. – С 166-172.
  29. Еремкина О.В., Еремкин Ю.Л. Формирование профессионализма будущего учителя в процессе обучения в вузе. Статья. Модернизация образования: проблемы общего, среднего профессионального и высшего образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Под общей редакцией Л.А. Байковой, С.А. Алентиковой 2020. С. 164-170.
  30. Жокина Н.А. Цели и ценности детской общественной организации. Статья. Приоритеты и ценности воспитания и развития личности в современном социуме : материалы научно-практической конференции  (с международным участием), 30 октября 2019 г.
  31. Жокина Н.А. Гребенкина Л.К. Орехова Е.Ю., Кушнир Л.А.,Самотаев П.И. Педагогическая этика в современных условиях профессионального образования (Formation of students’ values-based attitude to the future teaching profession as moral basis of pedagogical ethics). Статья. Periódico Tchê Química: órgão de divulgação científica e informativa [recurso eletrônico] / Grupo Tchê Química Периодико кумика (Бразилия).– 2020, №34. – с. 260-272
  32. Мартишина Н.В. Этическое регулирование как фактор формирования академической морали студентов (по материалам экспертного опроса). Статья. Вестник Оренбургского государственного университета.2020. № 4 (227). С.33-41
  33. Орлова Ю. В. Особенности воспитательной работы с молодёжью на основе православных традиций. Статья. Аксиологический подход к совершенствованию личности на основе взаимодополняемости православной и светской культуры. Материалы международной научно-практической конференции (11-12 декабря 2020 г. Пюхтицкий Успенский монастырь). – Куремяэ, Эстония, 2020. – 384 с. – С. 368 – 374.
  34. Петренко А.А. Развитие педагогической готовности будущих специалистов (вожатых) к управлению детским коллективом в теории и практике  дополнительного образования. Статья. Психолого-педагогический поиск. М. 2020. №2(54). С.92-103
  35. Петренко А.А. Ценностные ориентиры совершенствования деятельности современного педагога. Статья. Приоритеты и ценности воспитания и развития личности в современном социуме : материалы научно-практической конференции (с международным участием), 30 октября 2019 г.
  36. Петренко А.А. Актуализация проблемы формирования профессионализма руководителя образовательной организации в научно-педагогическом исследовании. Статья. Педагогический эксперимент: подходы и проблемы: сборник научных трудов. Выпуск 6. – Симферополь : РИО КИПУ имени Февзи Якубова, 2020. – 236 с. — С. 17-23
  37. Петренко А.А. Профессионально-личностное развитие будущего педагога. Статья. Роль и значение науки в обществе и ее влияние на инновационное развитие: сборник статей Международной научно-практической конференции (12 ноября 2020 г., г. Омск).
  38. Петренко А.А. Проблема воспитания и развития субъектов образования на основе аксиологического подхода в исследованиях ученых отечественной педагогической культуры. Статья. Приоритеты и ценности воспитания и развития личности в современном социуме : материалы научно-практической конференции (с международным участием), 29 октября 2020 г.
  39. Петренко А.А., Царькова Н.С. Формирование общекультурных компетенций студентов с учетом специфики кросс-культурного образования. Статья. Анализ проблем внедрения результатов инновационных исследований и пути их решения: сборник статтей Международной научно-практической конференции (17 ноября 2020, г. Оренбуррг).
  40. Щетинина Н.П. Особенности физической подготовки учащихся в годы Великой Отечественной войны (1941- 1945). К 75- летию со дня Победы. Статья. Девятые Пюхтицкие чтения «Аксиологический подход к совершенствованию личности на основе взаимодополняемости православной и светской культур». Материалы международной научно-практической конференции.
  41. Щетинина Н.П. Особенности школьного обучения в годы Великой Отечественной войны.Статья. Модернизация образования: проблемы общего, среднего профессионального и высшего образования: материалы XXVII Рязанских педагогических чтений, 26 марта 2020 г.
  42. Щетинина Н.П. Особенности подготовки отечественных педагогических кадров в 1920-х годах. Статья. Психолого-педагогический поиск. 2020. — № 3 (55).- с.23-31.
  43. Щетинина Н.П. Проблема осуществления всеобуча в общеобразовательных школах Рязани в годы Великой Отечественной войны (1941- 1945). Статья. Психолого-педагогический поиск. 2020. — № 2 (54). — с.101-109.
  44. Щетинина Н.П. Проблемы организации трудового обучения учащихся Рязанской губернии в 1918-1920-х г. Статья. Приоритеты и ценности воспитания и развития личности в современном социуме : материалы научно-практической конференции (с международным участием), 30 октября 2019 г.

Направления научной работы на кафедре:

— Использование воспитательного потенциала социума в развитии личности педагога и ребёнка. Научный руководитель – Аджиева Е.М., к.пед.н., доцент.

— Воспитание экологической культуры и экологического мышления у студентов. Научный руководитель – Бирючинская Т.А., к.пед.н., доцент.

— Профессионально-личностное становление и развитие будущего педагога средствами культуры. Научный руководитель – Ганина Т.В., к. пед.н, доцент.

—  Воспитание и развитие профессиональной культуры будущего педагога. Научный руководитель – Гребенкина Л.К., д.пед. н., профессор.

—  Развитие исследовательской культуры специалиста в области образования. Научный руководитель – Еремкина О.В., д. пед. н., профессор.

—  Профессиональное воспитание как основа формирования личности студента. Научный руководитель – Жокина Н.А., к. пед. н., доцент.

—   Творческий аспект профессионально-личностного становления и развития специалистов в сфере образования. Научный руководитель – Мартишина Н.В., д. пед. н., профессор.

—   Проблемы патриотического воспитания и формирования российской идентичности у студентов вуза. Научный руководитель – Орлова Ю.В., к. пед. н., доцент

— Профессионально-личностное становление и развитие будущего педагога и руководителя ОО в сфере образования. Научный руководитель – Петренко А.А., д.пед.н., профессор.

— Профессиональное развитие советских учителей в годы Великой Отечественной войны. Научный руководитель – Щетинина Н.П., к. пед. н., доцент.

Современная жизнь кафедры:

22-27 марта 2021 г. кафедра участвует в Педагогическом марафоне

22 марта 2021 в 15.00 Мастер-класс «Уроки доброты» (о зооволонтерском движении в г. Рязани) очно (ауд. с мультимедиа) университет (ауд.98) Бирючинская Т.А.
23  марта 2021 в 11.00 «Личность уроженца Рязанского края А.В. Головнина в зеркале  образовательных реформ России второй половины XIX века» (ко 200-летию со дня рождения) (интреактивная лекция) очно (ауд. с мультимедиа)университет (ауд.98) Щетинина Н.П.
23 марта 2021 в 12.55 Мастер-класс (художественно-педагогическое ателье) «Педагогическое творчество» очно (ауд. с мультимедиа) университет (ауд.98) Мартишина Н.В.
24 марта 2021 в 11.15 Мастер-класс «Методы диагностики состояния детского коллектива в детском оздоровительном лагере» Очноуниверситет (ауд.98) Корсукова О.В.
24 марта 2021в 14.00 Научно-практический семинар«Новый взгляд на школьный музей» (совместно с ДЮЦ «Звезда») Очноуниверситет Конференц-зал Аджиева Е.М.Жокина Н.А.
25 марта 2021в 15.30 «Просто о сложном: дискуссионная площадка для подростков и юношества» (технология организации дискуссии в юношеском возрасте) Очно ЦМиСО Орлова Ю.В.
25 марта2021  в 15.30 Мастер-класс «Ценности современных школьников» очно (ауд. с мультимедиа) ЦМиСО Ганина Т.В.
30 марта 2021 в 11.30 Студенческая научно-практическая конференция «Современный педагог: личность, профессионал, исследователь» очно (с участниками, участвующими в zoom) университет (ауд.5) Аджиева Е.М.Щетинина Н.П.Орлова Ю.В.

 

30 марта 2021 года кафедра педагогики и менеджмента в образовании планирует провести  традиционную научную студенческую конференцию «Современный педагог: личность, профессионал, исследователь»