Адрес: 390000, г. Рязань, ул. Ленина, д. 20
(учебный корпус 6), каб. 6
Тел.: 8 (4912) 97-16-11, 97-15-15 доб. 6003

График работы кафедры:

с 7.30 до 14.30, перерыв для отдыха и питания — 1 час, для педагогических работников — в соответствии с расписанием учебных занятий
• вс – выходной

Заведующий кафедрой – Виталий Александрович Лаврентьев

E-mail: v.lavrentev@365.rsu.edu.ru

 

 

 

 

Документовед – Алёна Сергеевна Ачекина

E-mail: a.achekina@365.rsu.edu.ru

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра русского языка и методики его преподавания – одна из старейших в университете. Как самостоятельное структурное подразделение кафедра русского языка образовалась в 1939 году в результате разделения кафедры русского языка и литературы. В 1996 году в результате реорганизации были образованы кафедра современного русского языка и кафедра истории русского языка и культуры речи. В 2010 году путём объединения была образована кафедра русского языка и методики его преподавания.

В разное время кафедру возглавляли профессор П.О. Пилашевский, профессор В.И. Лыткин, профессор В.М. Никитин, доцент Т.С. Жбанкова, доцент А.А. Никольский, доцент Л.А. Кононенко, профессор Л.А. Сергиевская, доцент Е.А. Догушева, доцент Ю.А. Южакова.

Профессорско-преподавательский состав кафедры

Фото ФИО, должность Учёная степень, звание Уровень образования Квалификация Преподаваемые дисциплины, практики
1. Лаврентьев Виталий Александрович – заведующий кафедрой, профессор доктор филологических наук, доцент высшее – специалитет Учитель русского языка и литературы Современный русский язык;

Функционально-коммуникативная грамматика;

Явления переходности и синкретизма в грамматике русского языка;

Проблемы русистики в контексте современных лингвистических теорий;

Речевые практики;

Практикум по орфографии и пунктуации;

Грамматический анализ языковых единиц;

Русский язык в профессиональной сфере;

Русский язык и культура речи;

Русский язык;

Современные технологии обучения русскому языку в высшей школе;

Учебная практика (ознакомительная);

Учебная практика (НИР);

Производственная практика (проектно-технологическая);

Производственная практика (педагогическая);

Производственная практика (преддипломная);

Производственная практика (НИР);

Руководство аспирантами;

ВКР;

ГИА

 2. Архипова Елена Викторовна – профессор  доктор педагогических наук, профессор высшее – специалитет  Учитель русского языка и литературы Современные проблемы науки и образования;Речевые практики;

Современные средства оценивания результатов обучения;

Методика и методология лингвистического и литературоведческого анализа в школе;

История русского языка;

Методика обучения русскому языку;

Методика обучения (русский язык);

Производственная практика (проектно-технологическая);

Производственная практика (педагогическая);

ВКР;

ГИА

3. Гладышев Алексей Геннадьевич – доцент  кандидат филологических наук, доцент высшее – специалитет Учитель русского языка и литературы Современный русский язык;

Технология делового общения;

Речевые практики;

Практикум по орфографии и пунктуации;

Грамматический анализ языковых единиц;

Русский язык в профессиональной сфере;

Русский язык и культура речи;

История русского языка;

Русский язык;

Учебная практика (ознакомительная);

Производственная практика (педагогическая);

ВКР;

ГИА

4. Догушева Елена Алексеевна – доцент кандидат филологических наук, доцент высшее – специалитет Учитель русского языка и литературы Современный русский язык;

Русский язык в профессиональной сфере;

Русский язык в профессиональной деятельности;

Русский язык и культура речи;

История русского языка;

Производственная практика (проектно-технологическая);

Производственная практика (педагогическая);

ВКР

5. Илюкина Людмила Вячеславовна – доцент (внешний совместитель, руководитель профильной организации) кандидат филологических наук высшее – специалитет Учитель русского языка и литературы Методика и методология лингвистического и литературоведческого анализа в школе;

Практикум по орфографии и пунктуации;

Учебная практика (диалектологическая);

Учебная практика (ознакомительная);

Производственная практика (педагогическая);

ГИА

6. Корчагина Елена Валентиновна – доцент кандидат филологических наук, доцент высшее – специалитет Учитель русского языка и литературы История русского языка;

Речевые практики;

Методика преподавания русского языка как неродного;

Актуальные проблемы методики обучения русскому языку как иностранному (неродному);

Интертекстуальность как лингвистический феномен;

Практический курс первого иностранного языка;

Сравнительная типология;

Основы риторики иностранного языка;

Учебная практика (диалектологическая);

Учебная практика (ознакомительная);

Производственная практика (проектно-технологическая);

ВКР

7. Люхина Ирина Сергеевна – доцент (внешний совместитель, руководитель профильной организации) высшее – специалитет Учитель русского языка и литературы Методика и методология лингвистического и литературоведческого анализа в школе;

Практикум по орфографии и пунктуации;

Методика обучения русскому языку;

Учебная практика (ознакомительная);

Производственная практика (педагогическая);

ГИА

8. Мелехова Любовь Александровна – доцент  кандидат филологических наук высшее – специалитет Учитель русского языка и литературы В отпуске по уходу за ребенком
9. Осипова Елена Петровна – доцент  кандидат филологических наук, доцент высшее – специалитет Учитель русского языка и литературы История русского языка;

Русская диалектология;

Стилистика русского языка;

Литературное редактирование;

Лингвистическое краеведение;

Учебная практика (диалектологическая);

Учебная практика (библиотечная);

ВКР

10. Плешакова Валентина Викторовна – доцент  кандидат филологических наук, доцент высшее – специалитет Филолог-русист. Преподаватель История русского языка;

Русский язык и культура речи;

Стилистика русского языка;

Старославянский (церковнославянский) язык;

Введение в славянскую филологию;

Латинский язык;

Древнегреческий язык;

История русского языкознания;

История и современное состояние отечественной и зарубежной русистики;

Филологический анализ текста;

Историческое комментирование фактов грамматики, лексики и правописания в школе;

Учебная практика (диалектологическая);

Учебная практика (ознакомительная);

ВКР

11. Редькина Наталья Сергеевна – доцент кандидат филологических наук, доцент высшее – специалитет Учитель русского языка и литературы История русского языка;

Русский язык и культура речи;

Теория языка;

Педагогическая риторика;

Деловые коммуникации и культура речи;

Речевые практики;

Русский язык в профессиональной сфере;

Актуальные проблемы лексикологии и лексикографии;

Лингвистическая контактология;

Учебная практика (ознакомительная);

ВКР

12. Русских Алла Геннадьевна – доцент кандидат филологических наук высшее – специалитет Учитель русского языка и литературы История русского языка;

Современный русский язык;

Грамматический анализ языковых единиц;

Старославянский язык;

Вопросы исторической лексикологии;

Вопросы исторической фонетики;

Речевые практики;

Практикум по орфографии и пунктуации;

Актуальные проблемы методики обучения русскому языку как иностранному (неродному);

Методика обучения русскому языку;

Учебная практика (ознакомительная);

Производственная практика (педагогическая);

Производственная практика (проектно-технологическая);

ВКР;

ГИА

13. Сергиевская Любовь Алексеевна – профессор доктор филологических наук, профессор высшее – специалитет Учитель русского языка и литературы Современный русский язык;

Грамматический анализ языковых единиц;

История русского языка;

Грамматические категории в системе современного русского языка;

Русский язык и культура речи;

Спорные вопросы современной грамматики;

Стилистика и литературное редактирование;

Русский язык в профессиональной деятельности;

Русский язык в профессиональной сфере;

Нормы русского языка в профессиональной сфере деятельности;

Нормы академического письма и красноречия;

Методология и методы научного исследования;

Речевая коммуникация в связях с общественностью и рекламе;

Производственная практика (проектно-технологическая);

Руководство аспирантами;

ВКР;

ГИА

14. Скрябина Ольга Алексеевна – профессор доктор педагогических наук, доцент высшее – специалитет Учитель русского языка и литературы Методика обучения русскому языку;

Актуальные проблемы методики обучения русскому языку;

Методика и методология лингвистического и литературоведческого анализа в школе;

Современные технологии в преподавании русского языка;

Методы и приемы реализации ФГОС в преподавании русского языка;

Система работы над грамотностью учащихся в старших классах;

Современные проблемы науки и образования;

Методология и методы научного исследования;

История русского языка;

Производственная практика (педагогическая);

Руководство аспирантами;

ВКР;

ГИА

15. Сомова Марина Викторовна – доцент кандидат филологических наук, доцент высшее – специалитет Учитель русского языка и литературы Современный русский язык;

Актуальные вопросы морфологии;

Креативное моделирование современного текста;

Педагогическая риторика;

Культура речи;

Речевые практики;

Русский язык в профессиональной сфере;

Трудные вопросы языкового разбора;

Учебная практика (ознакомительная);

Производственная практика (педагогическая);

Производственная практика (проектно-технологическая);

ВКР

16. Хрусталёв Игорь Николаевич – доцент кандидат филологических наук, доцент высшее – специалитет Учитель русского языка и литературы История русского языка;

Русский язык и культура речи;

Теория языка;

Педагогическая риторика;

Топонимы Рязанской области;

Речевые практики;

История и методология языкознания;

Информационные технологии в профессиональной деятельности;

Учебная практика (ознакомительная);

ВКР;

ГИА

17. Южакова Юлия Александровна – профессор доктор филологических наук, доцент высшее – специалитет Учитель русского языка и литературы Современный русский язык;

Актуальные вопросы синтаксиса;

Спорные вопросы современной грамматики;

Русский язык в профессиональной сфере;

Основы функциональной грамматики;

История русского языка;

Учебная практика (НИР);

Производственная практика (НИР);

Производственная практика (педагогическая);

Производственная практика (проектно-технологическая);

Производственная практика (преддипломная);

Руководство аспирантами;

ВКР;

ГИА

Приглашенные специалисты из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью реализуемых кафедрой программ:

Фото ФИО Учёная степень, звание Уровень образования Квалификация Виды нагрузки
Лазуткина Лариса Николаевна – представитель работодателя доктор педагогических наук, кандидат филологических наук, доцент высшее – специалитет Учитель русского языка и литературы Председатель ГЭК (45.04.01);

ГИА (44.06.01; 45.06.01)

Федосеева Лариса Николаевна – представитель работодателя доктор филологических наук, доцент высшее – специалитет Учитель русского языка и литературы Председатель ГЭК (45.06.01)
Щёлоков Александр Алексеевич – руководитель профильной организации высшее – специалитет Учитель русского языка и литературы Председатель ГЭК (44.04.01; 44.03.05)
Родионова Ирина Олеговна – специалист-практик, представитель работодателя высшее – специалитет Учитель русского языка и литературы Мониторинг образовательных результатов;

Проектирование основных и дополнительных образовательных программ;

ГИА (44.04.01)

Учебно-методическая работа

Профессорско-преподавательский состав кафедры осуществляет учебную деятельность во всех институтах (факультетах) университета.

За кафедрой закреплены следующие дисциплины и практики:

Филологический блок: Активные процессы в современном русском языке; Актуальные вопросы морфологии; Актуальные вопросы синтаксиса; Актуальные проблемы лексикологии и лексикографии; Введение в славянскую филологию; Вопросы исторической лексикологии; Вопросы исторической фонетики; Вопросы исторической морфологии; Грамматические категории в системе современного русского языка; Грамматический анализ языковых единиц; Деловой русский язык; Деловые коммуникации и культура речи; Древнегреческий язык; Интертекстуальность как лингвистический феномен; История и методология языкознания; История и современное состояние отечественной и зарубежной русистики; История русского языка; История русского языкознания; Креативное моделирование современного текста; Культура речи; Латинский язык; Лингвистическая контактология; Лингвистическое краеведение; Литературное редактирование; Методология и методы научного исследования; Нормы академического письма и красноречия; Нормы русского языка в профессиональной сфере деятельности; Основы риторики иностранного языка; Основы функциональной грамматики; Педагогическая риторика; Практикум по орфографии и пунктуации; Практический курс первого иностранного языка; Проблемы русистики в контексте современных лингвистических теорий; Речевые практики; Русская разговорная речь; Русская диалектология; Русская ономастика; Русский язык в профессиональной деятельности; Русский язык в профессиональной сфере; Русский язык и культура речи; Русский язык; Современный русский язык; Спорные вопросы современной грамматики; Сравнительная типология; Старославянский (церковнославянский) язык; Старославянский язык; Стилистика и литературное редактирование; Стилистика русского языка; Теория языка; Технология делового общения; Топонимы Рязанской области; Трудные вопросы языкового разбора; Филологический анализ текста; Функционально-коммуникативная грамматика; Явления переходности и синкретизма в грамматике русского языка.

Методический блок: Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в вузе; Актуальные проблемы методики обучения русскому языку как иностранному (неродному); Актуальные проблемы методики обучения русскому языку; Актуальные проблемы методики преподавания русского языка в учреждениях среднего и среднего профессионального образования; Актуальные проблемы методики преподавания русского языка; Информационные технологии в профессиональной деятельности; Историческое комментирование фактов грамматики, лексики и правописания в школе; Когнитивно-коммуникативный подход в обучении правописанию; Коммуникативная методика обучения русскому языку в школе и вузе; Контроль качества образования; Лингводидактические основы преподавания русского языка в вузе; Методика и методология лингвистического и литературоведческого анализа в школе; Методика обучения (русский язык); Методика преподавания русского языка как иностранного; Методика речевого развития личности в школе и вузе; Методические аспекты речевого развития языковой личности; Методические теории речевого развития личности; Методы и приемы реализации ФГОС в преподавании русского языка; Письменная речь как когнитивно-коммуникативная деятельность школьников; Система работы над грамотностью учащихся в старших классах; Современные проблемы науки и образования; Современные средства оценивания результатов обучения; Современные технологии в преподавании русского языка; Современные технологии обучения русскому языку в высшей школе; Стандарты в преподавании русского языка.

Практики: Учебная практика (библиотечная); Учебная практика (диалектологическая); Учебная практика (музейная); Учебная практика (НИР); Учебная практика (ознакомительная); Производственная практика (НИР); Производственная практика (педагогическая); Производственная практика (преддипломная); Производственная практика (проектно-технологическая).

 

Учебные планы, а также аннотации рабочих программ всех дисциплин и программы практик размещены на сайте университета в разделе «Информация по образовательным программам, в том числе адаптированным».

Рабочие программы дисциплин, методические разработки для студентов, вопросы к зачётам и экзаменам, тематические планы лекционных и практических занятий, примерная тематика курсовых и выпускных квалификационных работ размещены в разделе «Электронная информационно-образовательная среда».

 

Учебники и пособия за последние 5 лет:

Функциональная грамматика русского языка : учебник и практикум для вузов / С.М. Колесникова, Е.В. Алтабаева, В.А Лаврентьев [и др.] ; под редакцией С. М. Колесниковой. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 421 с. (гриф УМО ВО).

Современный русский язык в 3 т. Том 3. Синтаксис : учебник и практикум для вузов / С.М. Колесникова, Н.А. Николина, В.А. Лаврентьев [и др.] ; под редакцией С. М. Колесниковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 301 с.

Современный русский язык в 3 т. Том 2. Морфология : учебник и практикум для вузов / С.М. Колесникова, В.А. Лаврентьев, Т.Е Шаповалова; под редакцией С. М. Колесниковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 247 с.

Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся : учебник и практикум для вузов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 177 с.

Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся : учебник и практикум для среднего профессионального образования. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 202 с.

Южакова Ю.А. Современный русский язык. Осложненное предложение: учебно-методическое пособие. – Рязань: РГУ, 2019. – 96 с.

Скрябина О.А. Система работы над грамотностью учащихся в старших классах: учебно-методическое пособие. – Рязань: РГУ, 2017. – 134 с.

Нормы академического письма и красноречия: учебно-методическое пособие / под ред. А.Г. Русских. – Рязань: РГУ, 2017. – 156 с.

Лаврентьев В.А. Грамматический анализ языковых единиц с комментариями. Именные части речи: учебное пособие. – Рязань: РГУ, 2016. – 96 с.

 

Кафедра является выпускающей по следующим направлениям подготовки бакалавриата:

44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), профили «Русский язык и Литература», очная и заочная формы обучения (руководитель ОПОП – доктор филологических наук, профессор В.А. Лаврентьев);

44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), профили «Русский язык и История», очная форма обучения (руководитель ОПОП – доктор филологических наук, профессор В.А. Лаврентьев).

На кафедре функционирует  магистратура по двум направлениям подготовки:

44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Методика преподавания русского языка»; очная форма обучения (руководитель ОПОП – доктор филологических наук, профессор Ю.А. Южакова);

44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Технологии филологического образования»; очная форма обучения (руководитель ОПОП – доктор филологических наук, профессор Ю.А. Южакова);

44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Русский язык как иностранный и методика его преподавания»; очно-заочная форма обучения (руководитель ОПОП – доктор филологических наук, профессор В.А. Лаврентьев);

45.04.01 Филология, профиль «Русская грамматика в синхроническом и диахроническом аспектах», очно-заочная форма обучения (руководитель ОПОП – доктор филологических наук, профессор В.А. Лаврентьев).

На кафедре функционирует аспирантура по двум направлениям подготовки:

45.06.01 Языкознание и литературоведение, профиль «Русский язык», очная и заочная формы обучения (руководитель ОПОП – доктор филологических наук, профессор В.А. Лаврентьев);

44.06.01 Образование и педагогические науки, профиль «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)», очная и заочная формы обучения (руководитель ОПОП – доктор педагогических наук, профессор О.А. Скрябина).

 

При кафедре организована информационно-методическая площадка «Инициатива» (руководители: доктор педагогических наук, профессор О.А. Скрябина; доктор филологических наук, профессор Ю.А. Южакова), в рамках которой для учителей-словесников Рязани и Рязанской области, студентов, магистрантов и аспирантов на регулярной основе проводятся семинары и мастер-классы, на которых участников знакомят с новыми технологиями в преподавании русского языка, показывают методы и приемы организации исследовательской деятельности учащихся, обсуждаются актуальные вопросы, связанные с реализацией требований ФГОС на уроках русского языка. Перед слушателями выступают известные ученые-методисты из ведущих вузов России.

Преподаватели кафедры (проф. В.А. Лаврентьев, доц. А.Г. Гладышев, доц. Е.А. Догушева, доц. Е.В. Корчагина, доц. А.Г. Русских, доц. И.Н. Хрусталёв) входят в состав областной предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку.

Научная деятельность

Научные интересы кафедры связаны со следующими основными направлениями:

«Исследование системы русского языка в синхронии и диахронии» (руководитель – профессор В.А. Лаврентьев); соответствует направлениям подготовки: 45.04.01 Филология (профиль «Русская грамматика в синхроническом и диахроническом аспектах»); 45.06.01 Языкознание и литературоведение (профиль «Русский язык»); 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) (профили «Русский язык и Литература»; «Русский язык и История»); 44.04.01 Педагогическое образование (профиль «Русский язык как иностранный и методика его преподавания»).

«Филологические аспекты преподавания русского языка» (руководитель – профессор Ю.А. Южакова); соответствует направлениям подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование (профили «Технологии филологического образования», «Методика преподавания русского языка»); 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) (профили «Русский язык и Литература»; «Русский язык и История»); 44.06.01 – Образование и педагогические науки (профиль «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)»); 44.04.01 Педагогическое образование (профиль «Русский язык как иностранный и методика его преподавания»).

«Русский язык в образовательной парадигме XXI в.: аксиология обучения» (руководитель – профессор Е.В. Архипова); соответствует направлениям подготовки: 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) (профили «Русский язык и Литература»; «Русский язык и История»); 44.06.01 – Образование и педагогические науки (профиль «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)»); 44.04.01 Педагогическое образование (профиль «Русский язык как иностранный и методика его преподавания»).

«Актуальные проблемы методики преподавания русского языка» (руководитель – профессор О.А. Скрябина); соответствует направлениям подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование (профиль «Методика преподавания русского языка»); 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) (профили «Русский язык и Литература»; «Русский язык и История»); 44.06.01 – Образование и педагогические науки (профиль «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)»); 44.04.01 Педагогическое образование (профиль «Русский язык как иностранный и методика его преподавания»).

Защиты за последние 5 лет:

В феврале 2017 года Ю.А. Южакова защитила диссертацию на тему «Категория тождества в русском языке» на соискание ученой степени доктора филологических наук по специальности  10.02.01 – русский язык (научный консультант – доктор филологических наук, профессор П.А. Лекант).

В мае 2016 года аспирантом кафедры Л.В. Лагуновой защищена диссертация на тему «Обучение перифразированию как средство развития коммуникативной компетенции учащихся» на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности  13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык) (научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор Е.В. Архипова).

В апреле 2018 года соискателем кафедры Л.В. Илюкиной защищена диссертация на тему «Наименования кушаний и напитков в южных (сараевских) говорах Рязанской области» на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности  10.02.01 – русский язык (научный руководитель – кандидат филологических наук, доцент Е.П. Осипова).

В декабре 2018 года соискателем кафедры В.В. Меркиной защищена диссертация на тему «Микротопонимия овражно-балочных образований региона верхнего и среднего течения Дона (на материале «Списка рек Донского бассейна» П.Л. Маштакова» на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности  10.02.01 – русский язык (научный руководитель – доктор филологических наук, профессор В.А. Лаврентьев).

В октябре 2019 года аспирантом кафедры С.О. Кипарисовой защищена диссертация на тему «Рязанская диалектная фразеология» на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности  10.02.01– русский язык (научный руководитель – доктор филологических наук, профессор В.А. Лаврентьев).

Кафедра регулярно готовит отзывы ведущей организации:

Отзыв о диссертации «Фразеологизмы как элементы идиостиля В.В. Крестовского» Г.Е. Сафьянниковой на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.02.01 – русский язык (защита прошла 4.10.2018 в совете Д 999.061.03 при ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»).

Отзыв о диссертации «Функциональная модель лексикографического описания номинативных единиц с региональным компонентом значения ‘Крым’» Т.В. Лановой на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.02.01 – русский язык (защита прошла 20.12.2018 в совете 212.081.05 при ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»).

Отзыв о диссертации «Усвоение лексических понятий учащимися 5-6 классов в условиях регионально-ориентированной системы обучения русскому языку» Е.А. Корнейко на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (защита прошла 17.12.2018 в совете 212.154.08 при ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»).

Отзыв о диссертации «Наименования одежды в прозе И.А. Бунина в историко-лингвистическом аспекте» Фам Май Фыонг на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.02.01 – русский язык (защита прошла 23.01.2020 в совете Д 212.038.07 при ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»).

Отзыв о диссертации «Семантика причинности и средства ее выражения в структуре простого предложения (градуальный аспект)» О.Ю. Сидоровой на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.02.01 – русский язык (защита прошла 31.01.2020 в совете 212.261.03 при ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»).

Отзыв о диссертационной работе Гривы Ольги Евгеньевны «Модально-волюнтивные модификации предложений с именным сказуемым», представленную на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности  10.02.01 – русский язык (защита прошла 24.09.2020 в совете Д 212.008.09 при ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»).

Отзыв о диссертационной работе Патолятова Дмитрия Александровича «Ритм и синтаксис верлибра Игоря Холина» на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.02.01 – русский язык (защита прошла 05.10.2020 в совете Д 212.154.34 при ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»).

Отзыв о диссертационной работе Гордиенко Оксаны Викторовны «Креативный подход к развитию лингвометодического мышления студента-филолога», представленной на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.02- теория и методика обучения и воспитания (русский язык) (защита состоится 19.04.2021 в совете Д 212.154.08 при ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»).

Профессора и доценты кафедры выступают официальными оппонентами на защитах кандидатских и докторских диссертаций, пишут отзывы об авторефератах.

Монографии за последние 5 лет:

Архипова Е.В. Работа над значением слова в начальной школе. – Рязань: Концепция, 2021. – 218 с.

Южакова Ю.А. Явление тождества в русском языке: семантические вариации и способы реализации. – Рязань: РГУ, 2015. – 227 с.

В 2020 году вышел в свет 1 том академического труда «Лексический атлас русских народных говоров» (ЛАРНГ) – «Растительный мир», в числе авторов – доцент кафедры русского языка и методики его преподавания Е.П. Осипова. Изданию 1 тома предшествовали многочисленные картографические семинары, которые проводились в Институте лингвистических исследований РАН и Русском географическом обществе (г. Санкт-Петербург) и на которых проходило обсуждение карт, подготовленных учеными. На протяжении нескольких лет преподаватели кафедры русского языка и методики его преподавания, студенты факультета русской филологии и национальной культуры участвуют в сборе материалов для «Лексического атласа русских народных говоров», проводя полевые (диалектологические) обследования населенных пунктов Рязанской области. Работа над этим национальным проектом осуществляется в рамках программы фундаментальных исследований «История, языки и литературы славянских народов в мировом социокультурном контексте» Отделения историко-филологических наук РАН. Атласом охвачена вся Европейская часть территории России (1064 населенных пункта).

Публикации:

За последние 5 лет  сотрудниками кафедры опубликовано (по данным РИНЦ) более 200 работ, в том числе 3 – в журналах и сборниках, индексируемых в WoS; 32 – в журналах, рекомендованных ВАК РФ, а также разделы в 4 коллективных монографиях. Результаты научных исследований профессорско-преподавательского состава кафедры отражены в публикациях, размещенных на сайте Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/authors.asp).

Гранты:

В 2017 г. выигран грант РФФИ «Международная научно-практическая конференция «И.И. Срезневский и русское историческое языкознание. К 205-летию со дня рождения академика И.И. Срезневского» (доц. Е.П. Осипова).

В 2018 г. выигран грант РФФИ «Становление ценностных ориентаций молодежи в процессе изучения русского языка (на материале патриотического дискурса о генерале М.Д. Скобелеве)» (проф. Е.В. Архипова).

В 2019 г. поддержана заявка на продолжение гранта РФФИ «Становление ценностных ориентаций молодежи в процессе изучения русского языка (на материале патриотического дискурса о генерале М.Д. Скобелеве)» (проф. Е.В. Архипова).

 

Сотрудники кафедры (доц. Е.В. Корчагина, доц. Е.П. Осипова, доц. И.Н. Хрусталёв) на хоздоговорной основе осуществляют лингвистические экспертизы по широкому кругу проблем. Данная работа проводится по запросам Управления судебного департамента; Управления МВД; Следственного управления Следственного комитета России по Рязанской области; физических лиц.

Ежегодные мероприятия, проводимые кафедрой:

Ежегодно кафедра проводит студенческую конференцию «Просветители земли русской». Сначала это была факультетская конференция, посвящённая Дню славянской письменности и культуры, ее организатором была Н.С. Шошнова, в 1998 году конференция получила статус межфакультетской, возглавила ее и остается бессменным организатором Ю.А. Южакова. Принятие в 2000 г. Федеральной целевой программы «Русский язык» и введение на всех факультетах дисциплины «Русский язык и культура речи» подстегнуло интерес к изучению русского языка, и конференция стала выходить за рамки университета. В 2008 году по предложению В.В. Плешаковой конференция получила название «Просветители Земли Русской» и стала проходить при поддержке директора музея академика И.И. Срезневского РГУ, Заслуженного учителя РФ Н.В. Колгушкиной. Гостеприимный музей встречал участников конференции – студентов Рязанского государственного радиотехнического университета, Рязанского государственного агротехнологического университета, Рязанского государственного медицинского университета имени И.П. Павлова, Филиала Московского университета имени С.Ю. Витте в Рязани, Рязанского института (филиала) Московского политехнического университета, РВВДКУ имени В.Ф. Маргелова. Тематика секций – происхождение славянской письменности, эволюция кириллицы в славянских языках, изучение наследия И.И. Срезневского, роль русских просветителей, современное состояние русского языка и культуры речи – неизменно вызывает интерес и привлекает начинающих учёных, а их первые доклады находят внимательных и благодарных слушателей.

В дни Славянской письменности и культуры в мае преподаватели кафедры под руководством проф. Ю.А. Южаковой традиционно проводят олимпиаду для иностранных студентов, изучающих русский язык в вузах г. Рязани. Впервые в 2012 году к нам в гости пришли команды из 4 вузов Рязани: РГУ имени С.А. Есенина, РязГМУ имени академика И.П. Павлова, РВВДКУ и АПУ ФСИН. Уже почти 10 лет они остаются нашими постоянными партнёрами.

Олимпиада проходит в два тура. На первом этапе команды представляют свой вуз, рассказывают о том, как изучают русский язык, каким видят своё будущее в профессии, читают стихи.

Задания второго тура тестовые. Иностранные студенты демонстрируют владение русским языком, способность понимать нюансы значений, разбираться в сложностях грамматики. За время проведения олимпиады на факультете побывали представители 32 государств, среди которых как ближнее зарубежье: Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения, Южная Осетия, так и дальнее: Китай, Япония, Тайвань, Мали, Тунис, Алжир, Саудовская Аравия, Ирак, Ангола, Экваториальная Гвинея, Камерун и других.

Ежегодно в день науки на факультете проходит научно-практическая конференция «Слово. Словесность. Словесник». Традиция проведения конференции зародилась в 2014 году по инициативе учёных кафедры русского языка и методики его преподавания. С тех пор научный форум перерос факультетский, и даже университетский уровень, в 2021 году конференция приобрела статус всероссийской с международным участием.

Последние 2 года по объективным причинам заседания проходят в формате видеоконференции. Работа ведётся по 11 секциям, в программе 2021 года было заявлено 188 докладов.

Лингвистические доклады содержат результаты изучения актуальных теоретических проблем, диалектных особенностей, стилистических ресурсов, касаются особенностей идиостиля писателей. Особый профессиональный интерес вызывают методические секции, к которым присоединяются преподаватели рязанских вузов – РИРО, РВВДКУ, ведущие учителя рязанских школ.

В 2021 году доклады представили иностранные участники – аспиранты из КНР, Алжира, Тайваня, а также профессора и доценты Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва, Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. У студентов была возможность вступить в научную дискуссию со своими коллегами из Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина.

По итогам конференции издаются сборники научных трудов.

Воспитательная работа

Кафедра ежегодно проводит мероприятия, посвященные Дню славянской письменности и культуры, Дню родного языка, Дню русского языка, принимает участие в организации и проведении международной акции «Тотальный диктант».

Преподаватели кафедры регулярно участвуют в просветительских программах рязанского радио и телевидения, в печатных СМИ, социально значимых мероприятиях в библиотеках, музеях и иных организациях Рязани.

Сотрудники кафедры входят в состав жюри ежегодного творческого конкурса рязанских СМИ «Хрустальный журавль», участвуют в проекте «Университет выходного дня».

Преподаватели кафедры являются кураторами и наставниками студенческих групп.