Адрес: г. Рязань, ул. Полонского, д. 18, ауд. 8/1

Тел. 8 (4912) 25-89-54

График работы кафедры:

  • пн-пт:  7:30 – 15.00; 12.00 – 12.30 – обеденный перерыв
  • сб: 7.30 – 13.00; 10.30 – 11.00 – перерыв
  • вс — выходной

Кафедра создана 1 февраля 2004 г. Она укомплектована высококвалифицированными и опытными преподавателями, имеющими большой стаж работы в высшей школе и дошкольных и школьных образовательных учреждениях. На кафедре работают 1 профессор, доктор наук, 5 доцентов, кандидатов наук, 1 старший преподаватель, 3 ассистента.

Исполняет обязанности заведующего кафедрой Татьяна Михайловна Беспалова — кандидат психологических  наук, доцент, читает студентам-дефектологам курсы по дисциплинам: «Психология», «Психология личности» «Психология мышления и речи», магистрантам — «Планирование теоретического и эмпирического исследования», «Возрастная психодиагностика личности», «Психология характера», «Методологические проблемы психологии», «Планирование теоретического и эмпирического исследования», «Личность и индивидуальность», «Онтопсихологическая теория личности», руководит научно-исследовательской работой и практикой магистрантов, курсовыми и дипломными работами студентов.

 

 

 

Профессорско-преподавательский состав кафедры:

  • Наталья АлександровнаФомина – доктор психологических наук, профессор;
  • Галина Александровна Толмачева– кандидат педагогических наук, доцент;
  • Елена Владимировна Веселова– кандидат педагогических наук, доцент;
  • Татьяна Михайловна Беспалова– кандидат психологических наук, доцент;
  • Эльвира Владимировна Самарина –кандидат психологических наук, доцент;
  • Лариса Анатольевна Власова — кандидат психологических наук, доцент;
  • Надежда Ивановна Сычикова – старший преподаватель;
  • Анастасия Сергеевна Верозуб – ассистент;
  • Елена Всеволодовна Гусева –ассистент;
  • Зинаида Евгеньевна Шишкарева – ассистент.

Сведения о профессорско-преподавательском составе кафедры

Список трудов профессорско-преподавательского состава кафедры

Наталья Александровна Фомина, д. психол. н., профессор.

Более 10-ти лет, с момента основания кафедры психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики до 31 августа 2016 г. успешно руководила организацией учебной, методической, воспитательной и научной работы коллектива преподавателей, сотрудников и аспирантов кафедры, много сделав для создания творческой рабочей атмосферы сотрудничества и взаимопонимания и щедро делясь своим педагогическим и научным опытом.

В 1978 г. закончила Рязанский государственный педагогический институт по специальности «учитель русского языка и литературы», в 1992 г. – очную аспирантуру при кафедре психологии Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы.  В Диссовете МПГУ имени М.А. Шолохова в 1992 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Типы саморегуляции и индивидуальные различия в речевой деятельности студентов», а в 2002 г.  – докторскую диссертацию на тему «Индивидуально-типические особенности свойств личности и их проявления в речи» по специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии.

В 2006 г. Фоминой Н.А. было присвоено ученое звание «профессор».

Наталья Александровна  является высококвалифицированным и опытным преподавателем: ее стаж научно-педагогической деятельности  в высшей школе более 30 лет. В РГУ имени С.А. Есенина работает с 2003 г. За многолетнюю успешную работу награждена знаком «За вклад в развитие университета», Грамотой Министерства образования и науки, многочисленными грамотами и благодарностями Института психологии, педагогики и социальной работы и Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина.

На высоком научно-теоретическом и методическом уровне она проводит лекционные и практические занятия со студентами-бакалаврами, магистрантами и аспирантами различных форм обучения по дисциплинам «Общая психология», «Общая психология, психология, история психологии», «Системные исследования личности и ее свойств», «Психолингвистика», «Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования», руководит их научной работой, в том числе  научно-исследовательским семинаром, подготовкой докладов и научных статей, выпускных квалификационных работ, магистерских и кандидатских диссертаций.

Сфера ее научных интересов – психология личности, дифференциальная психология, психология речи, психолингвистика. Н.А. Фомина является создателем и руководителем научной школы по целостному изучению проявлений личности в речевой деятельности, которая известна в России и за рубежом. Под ее руководством  подготовлены и успешно защищены в Диссертационных советах  Российского университета дружбы народов и Психологического института Российской академии образования 13 кандидатских диссертаций, в том числе 6-ю преподавателями РГУ имени С.А. Есенина. В настоящее время она осуществляет руководство подготовкой докторских и более 15 кандидатских диссертаций.

Является членом объединенного Диссертационного совета по психологии.

Входит в редакционную коллегию 2-х рецензируемых журналов, включенных в список ВАК: Психолого-педагогический поиск и Человеческий капитал.

Избрана членом Ассоциации психолингвистов Украины.

Представляя наш университет и работая на его имидж, Н.А. Фомина активно участвует в организации и работе различных,  в том числе международных, научных конференций и симпозиумов, выступает с докладами, публикует результаты научных исследований в открытой печати.

Является одним из лидеров РГУ имени С.А. Есенина и Института психологии, педагогики и социальной работы по публикационной активности. Имеет около 400 научных публикаций в отечественных и зарубежных научных изданиях, в том числе в изданиях, включенных в международные базы данных, а также рекомендованных ВАК РФ и Украины, и 15 учебно-методических работ. Является научным редактором сборников научных конференций, автором и научным редактором  монографий: «Свойства личности и особенности речевой деятельности» (2002), «Проявления личности в речи» (2016), «Язык, речь, личность в зеркале психолингвистики»: коллективная монография» (2014), «Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А. И. Крупнова»: коллективная монография» (2014), «Характерологические проявления активности личности» (научный редактор) (2010), «Ответственность как системное свойство личности курсантов военного вуза и ее проявления в речевой деятельности» (научный редактор) (2015). Только за последние 5 лет результаты научных исследований представлены ею в 170 научных публикациях, в том числе – 2-х коллективных монографиях, 27 статьях в изданиях, рекомендованных ВАК России и 5 – ВАК Украины и т.д.

Постоянно рецензирует учебники и учебные пособия, оппонирует кандидатские и докторские диссертации, готовит отзывы на них в качестве ведущей организации, дает отзывы на авторефераты диссертаций. Только за последние 2 года выступила в качестве оппонента по 3 кандидатским диссертациям), подготовила отзывы в качестве ведущей организации на 7 кандидатских и 1 докторскую диссертации, дала отзывы на авторефераты 5 диссертаций.

Активно развивает научное сотрудничество с различными образовательными учреждениями, например, РУДН, ПИ РАО и др., научными центрами и лабораториями, в том числе иностранными. При ее содействии и непосредственном участии заключены договора РГУ имени С.А. Есенина с Восточно-европейским национальным университетом имени Леси Украинки, (Луцк) и Переяслав-Хмельницким государственным педагогическим университетом имени Г. Сковороды (Переяслав-Хмельницкий).

Выполняет большую общественную работу. Входит в состав Научно-методического совета при Управлении образования и молодежной политики г. Рязани. В течение многих лет являлась членом Президиума Учебно-методического объединения вузов России по психолого-педагогическому образованию, Ученого совета университета, председателем экспертной группы при Управлении образования и молодежной политики г. Рязани по аттестации психологов г. Рязани и области на высшую квалификационную категорию. В течение многих лет является Председателем ГЭК в Государственном социально-гуманитарном университете (г. Коломна).

Пользуется заслуженным уважением и авторитетом у научного сообщества психологов и психолингвистов России и Украины.

В разные годы на кафедре работали высококвалифицированные преподаватели, имеющие большой опыт педагогический деятельности, а также практической работы в дошкольных и школьных образовательных и иных учреждениях и внесшие большой вклад в качественную подготовку учителей-логопедов.

TolmachevaГалина Александровна Толмачева, к. пед. н., доцент, педагог-дефектолог, читает бакалаврам лекции по учебным дисциплинам «Логопедия», «Методика преподавания литературы (специальная), «Профессионально-личностная готовность учителя-дефектолога к работе с детьми с нарушениями в развитии», «Составляющие профессонально-личностной готовности учителя к коррекционно-педагогической деятельности», руководит практикой, курсовыми и дипломными работами.

 

 

voronovaЕлена Владимировна Веселова, к. пед. н., доцент, читает бакалаврам лекции по учебным дисциплинам «Особенности речевого развития детей с ЗПР», «Методика преподавания математики» (специальная), «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях», руководит практикой и дипломными работами бакалавров.

 


 

 

 

samarina
Эльвира Владимировна Самарина, к .психол. н., доцент, читает бакалаврам лекции по учебным дисциплинам «Патопсихология», «Основы нейропсихологии», «Психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии», «Специальная психология», осуществляет руководство научно-исследовательской работой и практикой магистрантов, курсовыми и дипломными работами бакалавров.

 

 

Лариса Анатольевна Власова, к. психол. н., доцент, читает магистрантам лекции по учебным дисциплинам «Основы психологического консультирования»; «Психология характера»; бакалаврам —  по учебной дисциплине «Возрастная психология». Разрабатывает научные темы  «Психологическая готовность молодых людей к семейной жизни» и «Психологическая помощь онкобольным детям и их родственникам в период реабилитации». Активно занимается общественной деятельностью, является председателем Совета психологов при Главном управлении ЗАГС Рязанской области.

 

 

 

Надежда Ивановна Сычикова, старший преподаватель, читает лекции по учебным дисциплинам «Логопедия (алалия, афазия)», «Онтогенез речевой деятельности», «Методика развития речи», «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями», «Логопедия (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи)», руководит курсовыми и дипломными работами бакалавров.

 

 

 

Зинаида Евгеньевна Шишкарева, ассистентпроводит практические занятия по учебным дисциплинам «Развивающее обучение детей с ограниченными возможностями здоровья», «Методика преподавания математики», «Особенности речевого развития детей с ЗПР», «Методика развития речи», «Логопедия (дизартрия)», руководит практикой студентов.

 

 

 

 


Анастасия Сергеевна Верозуб, ассистент, читает лекции по учебным дисциплинам «Логопсихология», «Психолингвистика», «Общая психология», «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Организация и содержание психолого-педагогической поддержки семье и ребёнку с ограниченными возможностями здоровья», «Социальная психология образования», руководит курсовыми и дипломными работами студентов.

 

 

 

guseva

Елена Всеволодовна Гусева, ассистент, проводит практические занятия по учебным дисциплинам «Логопедия», «Технология обследования речи», «Индивидуальные формы логопедической работы». В настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком.

 

 

 

 


Елена Николаевна Скатова, старший преподаватель, читает лекции по учебным дисциплинам «Логотехнологии», «Логоритмика», «Практикум по звукопроизношению», «Семейное воспитание детей с нарушениями речи», руководит практикой студентов.

 

 

 

 

На условиях возмездного оказания услуг на кафедре работают высоко квалифицированные специалисты в узких областях знаний, имеющие большой опыт практической работы и обеспечивающие студентам не только высокий уровень знаний, но и базы для проведения лабораторных занятий, практик и т.д.. «Психопатологию и клинику интеллектуальных нарушений» читает заместитель главного врача Областного психоневрологического диспансера В.В. Комаров; Г.Ю. Ерошина, к. пед. наук, доцент)», директор ОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат «Вера» г. Рязани» ведет занятия по дисциплине «Методика преподавания русского языка (специальная); Ю.А. Смысленова, ведущий специалист Министерства образования Рязанской области, читает лекции по дисциплине «Специальная педагогика» .

Учебная работа

Кафедра психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики являлась выпускающей по специальности 050715.65 «Логопедия», которая была открыта на факультете педагогики и психологии РГПУ имени С.А.Есенина в 2002 году с целью удовлетворения потребностей жителей России (и Рязани в первую очередь) в услугах профессиональных учителей-логопедов. В настоящее время выпускает  бакалавров направления 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» (профиль «Логопедия»), который был открыт в 2011 г., и с 2011 г. — магистратуров направления 37.04.01 «Психология» (магистерская программа «Психология личности»).

Подготовка бакалавров ведется по образовательным программам классических университетов, выпускникам присваивается квалификация «учитель-логопед». Теоретическое обучение сочетается с различными видами практических и лабораторных занятий. Закрепляют теоретические знания студенты, проходя педагогическую практику в дошкольных (специальных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями речи, в специальной (коррекционной) школе для детей с тяжелыми нарушениями речи и на логопункте общеобразовательной школы.

Для более эффективной организации учебной работы со студентами и бакалаврами кафедрой налажено сотрудничество с различными специальными дошкольными и школьными образовательными учреждениями: школами №№ 18, 17, 23, 3, 59, 51, «Вера», 96, 10, 47, областной школой-интернатом, дошкольными образовательными учреждениями №№ 1, 10, 18, 65, 116, 103, 110, 126 , 130, 3, 77, 19; Рязанским домом ребенка, Солотчинским детским домом, Реабилитационным центром патологии речи и др. Эти связи постоянно совершенствуются и развиваются.

                      

В июне 2014 г. осуществлен первый выпуск бакалавров заочного отделения направления «Специальное (дефектологическое) образование» (профиль «Образование лиц с нарушениями речи», проходящих обучение по сокращенной программе на базе высшего образования.

Кроме того, преподаватели кафедры участвуют в подготовке специалистов в области педагогики и методики дошкольного и начального образования.

Наши выпускники

О высоком уровне качества образования и организации учебной работы на кафедре психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики свидетельствует успешность профессиональной деятельности наших выпускников, основная масса которых успешно работает в дошкольных, школьных и медицинских учреждениях г. Рязани и области. Многим из них присвоена 1 и высшая квалификационная категории, некоторые из них уже достигли определенных высот в профессии.

matyukinaЕлена Семеновна Матюкина является заведующей ДОУ № 157 г. Рязани.

 

 

 

 

stepahinaИрина Владимировна Степахина, учитель-логопед ДОУ № 131 г. Рязани, в 2010 году стала победителем областного конкурса «Воспитатель года» и представляла  Рязанскую область на Всероссийском конкурсе в Москве.

 

 

 

usanovaЮлия Владимировна Усанова, учитель-логопед ДОУ № 135, стала лауреатом III муниципального конкурса молодых педагогов «Педагогический дебют-2011», организованного по инициативе Управления образования и молодежной политики администрации города Рязани, Совета молодых педагогов Рязанской области и городского информационно-диагностического (методического) центра.

 

 

Магистратура

В 2011 г. на кафедре психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики началось обучение магистрантов по направлению 37.04.01 «Психология».

Руководителем магистерской программы «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ» является Фомина Наталья Александровна, доктор психологических наук, профессор, академик Международной академии наук педагогического образования и Академии имиджелогии, заведующая кафедрой психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики РГУ имени С.А. Есенина. В программе принимают участие 1 доктор и 4 кандидата психологических наук.

Цель данной программы – обеспечить фундаментальную подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих глубокими знаниями в области психологии личности, профессионально владеющих научно-исследовательскими методами работы, способных к самостоятельной научно-исследовательской, научно-педагогической деятельности, преподавательской и практической деятельности.

В основе магистерской программы лежит психология личности — теоретическая и практическая область человекознания, направленная на исследование закономерностей порождения, функционирования, нормального и аномального развития личности в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути человека, целенаправленное формирование мотивации личности, проектирование приемов психологического воздействия и помощи личности, способствующих личностному росту, а также компенсацию и коррекцию отклонений в развитии личности.

Помимо углубленного изучения методологических основ психологии, разделов психологии личности, психологии развития, социальной психологии личности, большое внимание уделяется освоению современных методов научно-исследовательской работы, системному исследованию свойств личности, овладению навыками работы психолога-консультанта с личностью в норме и патологии.

Форма обучения: очная, очно-заочная

Срок обучения: 2 (2,5) года

Обучение осуществляется на бюджетной и внебюджетной (платной) основе.

Принимаются лица, имеющие диплом бакалавра/специалиста по специальности «Психология» либо по непрофильным социально-гуманитарным (прочим) специальностям, имеющие осознанный интерес к психологии и достаточные знания основных проблем психологии и смежных наук.

Вступительные испытания проводятся в виде вступительного экзамена по общей психологии и психологии личности в объёме требований для выпускников бакалавриата по специальности «Психология».

Итоговая аттестация: государственный экзамен и защита магистерской диссертации.

Выпускнику магистратуры присваивается квалификация (степень): магистр психологии.

По окончании обучения магистр психологии способен работать практическим психологом как самостоятельно, так и в сотрудничестве с другими специалистами в области человекознания:

  • проводить научные исследования по проблемам психологии личности;
  • вести педагогическую работу в ВУЗе по психологическим дисциплинам;
  • осуществлять диагностику и коррекцию развития личности,
  • осуществлять работу по психологическому консультированию;
  • разрабатывать программы личностного роста;
  • оказывать психологическую помощь семье и самым разным слоям населения.

Он получает преимущественное право на поступление в аспирантуру по выбранной научной специальности.

Контактные телефоны: (4912) – 25-52-60 – директор Института психологии, педагогики и социальной работы РГУ имени С.А. Есенина профессор Л.А. Байкова;

(4912) – 25-89-54 – руководитель магистерской профессор Н.А. Фомина.

Уже осуществлены 4 выпуска магистрантов, которые успешно сдали междисциплинарный итоговый государственный экзамен, защитили магистерские диссертации, отличающиеся актуальностью проблематики, научной новизной, теоретической и практической значимостью, и получили степень «магистр психологии». Многие из них получили дипломы с отличием, отдельные были рекомендованы для поступления в аспирантуру и продолжают работу над кандидатскими диссертациями.

Учебно-методическая работа

Преподавателями кафедры обеспечивается качественная подготовка бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» профиль «Логопедия» и магистрантов направления «Психология».

По всем учебным курсам ими разработаны тексты и презентации лекций, планы проведения практических и лабораторных занятий, материалы для текущего и итогового контроля, самостоятельной работы обучающихся. Они являются авторами учебно-методических пособий и учебных программ по различным курсам для студентов дневной и заочной форм обучения. На занятиях используются современные информационные и коммуникационные технологии и методы работы.

Научная деятельность

Преподавателями кафедры под руководством доктора психологических наук осуществляется научно-исследовательская деятельность в рамках 2-х долгосрочных общекафедральных тем: «Изучение личности, ее индивидуальных психологических свойств и их выраженности в речи» и «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья».

В рамках 1-й темы доцентом Беспаловой Т.М. выполняется докторская диссертация на тему «Особенности личности военнослужащих в их единстве и взаимосвязи (на примере курсантов военного вуза»), ассистентом Верозуб А.С.– кандидатская диссертации на темы «Соотношение темперамента и адаптированности студентов. Кроме того, еще 20 аспирантов и соискателей проводят диссертационные исследования по данной проблематике.

Результаты научных исследований обсуждаются на кафедре, на различных научных конференциях.

Развивается плодотворное научное сотрудничество кафедры с различными образовательными и научными учреждениями.

Крепнут многолетние традиционные связи с Российским университетом дружбы народов. В рамках научного направления в области фундаментального изучения свойств личности, разрабатываемого доктором психологических наук, профессором РУДН А.И. Крупновым и его учениками, проводятся диссертационные исследования аспирантов и соискателей; в Диссовете РУДН проходят защиты кандидатских диссертаций. Аспиранты и соискатели под руководством проф. Фоминой Н.А. принимают очное и заочное участие в работе научных конференций РУДН «Комплексные исследования личности: методология, теория, практика», «Высшая школа: проблемы и перспективы», «Актуальные проблемы этнической, социальной и дифференциальной психологии», «Личность в межкультурном пространстве», «Самореализация личности в межкультурном пространстве» и др.; публикуют научные статьи в сборниках материалов этих конференций; в Вестнике РУДН, входящем в перечень изданий, рекомендованных ВАК России.

Поддерживаются научные связи с Московским государственным областным социально-гуманитарным университетом (Коломенским филиалом): проф. Фомина Н.А. и доц. Толмачева Г.А. являются председателями ГАК в этом вузе, а проф. Ильичева И.М. – в РГУ имени С.А. Есенина. Преподаватели обоих вузов участвуют в работе научных конференций, оппонируют и рецензируют диссертации.

Осуществляются учебно-методические и научные связи с МГГУ имени М.А. Шолохова, в частности с зав. кафедрой специальной психологии и специальной педагогикидоктором психологических наук, профессором Левченко И.Ю., которая в течение многих лет возглавляла государственную аттестационную комиссию в РГУ имени С.А. Есенина по специальностям «Логопедия» и «Олигофренопедагогика», проводила консультации студентов и преподавателей по научным и учебно-методическим вопросам.

Постоянно поддерживаются дружеские связи с лабораторией дифференциальной психологии и психофизиологии ПИ РАО (зав. — докт. психол. наук, проф. Кабардов М.К.).

В рамках договоров осуществляется сотрудничество с Переяслав-Хмельницким госпедуниверситетом имени Г. Сковороды и Восточноевропейским национальным университетом имени Л. Украинки(Украина).

В рамках 2 темы доцентами Толмачевой Г.А., Самариной Э.В., Веселовой Е.В. исследуются проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Результаты исследований также представляются в докладах, научных статьях, в том числе в изданиях, включенных в список ВАК России, и центральных (журнале «Коррекционная педагогика»).

Аспирантура

С 2005 г. под руководством проф. Фоминой Н.А. при кафедре психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики открыта и активно действует единственная в г. Рязани аспирантура по специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии. За 7 лет подготовлены и успешно защищены в Диссертационных советах Психологического института Российской академии образования (ПИ РАО) и Российского университета дружбы народов (РУДН) 12 кандидатских диссертаций.

В настоящее время Н.А. Фомина осуществляет руководство 24 аспирантами и соискателями, а также подготовкой докторской диссертации.

Все они работают в рамках научной школы Н.А. Фоминой по комплексному исследованию свойств личности и их проявлений в речи. Предложенная и разрабатываемая проф. Фоминой Н.А и ее учениками научная концепция целостного анализа проявлений свойств личности в тексте как продукте речевой деятельности предполагает системное рассмотрение личностных свойств и многоуровневый, поликомпонентный анализ текста. Данное научное направление находится на стыке общей психологии (психологии речи), психологии личности и психолингвистики.

Актуальность его исследования определяется повышением интереса к личности, индивидуальности человека, психологическим свойствам, определяющим эффективность его деятельности в различных сферах жизни, а также необходимостью поиска новых методов диагностики особенностей личности, одним из которых является диагностика речевая. В большинстве существующих различных подходов к изучению проявлений личности, ее свойств в речи изучаются отдельные характеристики индивидуальности (половозрастные, социальные, национальные признаки, особенности мотивационной, эмоциональной и интеллектуальной и др. сфер) или частные личностные характеристики в отдельно взятых параметрах текста (главным образом, языковом и речевом), в то время как необходим целостный подход к изучению проявлений личности, ее свойств в речевой деятельности.

Научная новизна подхода Н.А. Фоминой состоит в том, что осуществляется целостное изучение проявлений в речи (ее собственно лингвистических характеристиках и психологических компонентах речевых действий) психологических свойств, характеризующих мотивационную, регуляторно-волевую и динамическую сферы личности, которые являются интегрированным выражением различных сторон характера, способностей, направленности и личности в целом.

Теоретическая значимость руководимых Н.А. Фоминой исследований в том, что они создают новые возможности идентификации личности по ее речи, дополняют психологию личности индивидуально-типологическим подходом к психологической характеристике речевой деятельности. С опорой на теоретическое положение о поликомпонентной, многомерно-функциональной организации актов поведения и деятельности человека А.И. Крупнова Н.А. Фоминой была разработана методика целостного, многомерно-функционального анализа речевой деятельности, точнее, текста как ее продукта: его мотивационного, эмоционального, когнитивного, регуляторно-волевого, динамического и результативного компонентов, которая позволяет раскрыть речевую деятельность в ее основных чертах, связях и отношениях, выявить ее структуру и механизмы регуляции, а также дает возможность более полной и глубокой характеристики индивидуальности субьекта речевой деятельности.

Практическая значимость их заключается в ориентации на решение задач психологической и педагогической практики: результаты данных исследований помогают психологам и педагогам в речевой диагностике личности, способствуют эффективному осуществлению реального индивидуального подхода в коррекционной, консультационной и учебно-воспитательной работе, а также обогащают содержание преподаваемых в вузах курсов общей психологии, психологии речи, психологии личности, дифференциальной психологии, психолингвистики и этнопсихологии.

В рамках данного научного направления выполнены и успешно защищены диссертации на соискание ученой степени доктора Н.А. Фоминой (2002) и кандидата психологических наук Н.А. Мирошкиной (1992), И.В. Чивилевой (2005), С.В. Елгиной (2006), Л.А. Власовой (2007), Т.А. Беспаловой (2008), И.С. Исаевой (2008), Ю.А. Гришениной (2009), А.Ю. Агаповой (2011), О.В. Теняевой (2011), А.Г. Алейкиным (2012), Арутюнян Т.А. (2013), Ленюшкиным Н.Э. (2014). Экспериментальные факты, полученные в рамках разрабатываемого направления, свидетельствуют об их перспективности для решения фундаментальных проблем психологии личности, дифференциальной психологии и психолингвистики.

Инновационная деятельность

Преподаватели кафедры совместно со студентами постоянно участвуют в инновационной проектной деятельности на различных уровнях. Проф. Фомина Н.А. участвовала в Фестивале экспериментальных площадок образовательных учреждений Рязанской области в качестве руководителя Проекта «Программное обеспечение образовательного компонента для обучения детей с умеренной умственной отсталостью» (на базе школы-интерната «Вера»), который занял 1 место в номинации «Практико-ориентированный проект». Доц. Самарина Э.В. заняла 1 место в Конкурсе регионального и всероссийского уровня III-го Всероссийского фестиваля «Содействие» в номинации «Социальная адаптация инвалидов и их семей» и Конкурсе инновационных проектов профессорско-преподавательского состава РГУ имени С.А.Есенина «Рязань — Финовфурт» с проектом «Через волонтерскую поддержку к открытому миру» (Проблемы реабилитации детей-сирот с множественными нарушениями в развитии в условиях загородного стационарного учреждения «Елатомский детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в развитии» Министерства социальной защиты населения); получила благодарность и. о. министра социальной защиты населения г. Рязани за участие в Проекте международного сотрудничества с организацией «Беннохаус» (Мюнстер, Германия) «Навигатор будущего»; с проектом «Превратим ненужное в полезное и безопасное» стала лауреатом конкурса студенческих инновационных проектов. Доц. Беспалова Т.М. осуществляла руководство инновационно-проектной деятельностью студентов с несовершеннолетними осужденными, отбывающими наказание в Льговской женской колонии для несовершеннолетних в рамках инновационного проекта «Стать другим, переосмыслив, оценив: социально-психологическая поддержка несовершеннолетних лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы», направленного на создание условий для снижения уровня их агрессивности, конфликтности, эмоциональной напряженности, тревожности; повышения уровня рефлексивности и эмпатии; формирования стрессоустойчивости, снижение риска возникновения у заключенных неадекватного поведения, стабилизацию психоэмоционального состояния и профилактику появления рецидивов делинквентного поведения. Под ее руководством в рамках проекта «В этом мире хватит места для всех: интеграция молодых инвалидов в общество» студентами совместно с Правительством, Министерством соцзащиты населения по Рязанской области была организована специализированная профильная смена «Мир во мне и я для мира» для детей с ограниченными возможностями здоровья в детском оздоровительном лагере «Лучезарный», студенты подготовлены к участию в областном фестивале «Солнце в ладошках» и к систематическим мероприятиям в Территориальном отделении №3 «Всероссийского общества инвалидов» г. Рязани с целью оказания помощи и поддержки людям с ограниченными возможностями в адаптации и интеграции в образовательное, культурное и социальное пространство за счет раскрытия и реализации внутреннего потенциала их личности, повышения их социально-психологической культуры и преодоления отчуждения. Доц. Толмачевой Г.А. был разработан и апробирован инновационный проект «Использование лекции-диалога в профессиональной подготовке будущих логопедов», отмеченный благодарственным письмом оргкомитета конкурса.

Участие в работе системы дополнительного образования

Кафедра психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики ежегодно участвует в реализации программ дополнительного образования.

На протяжении нескольких лет при кафедре совместно с ИДМЦ г. Рязани организовывались и силами преподавателей кафедры проводились курсы повышения квалификации для работников образовательных учреждений г. Рязани по программам «Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями в развитии» (для учителей-логопедов дошкольных), «Психологическое сопровождение учащихся начальных классов в условиях ФГОС» (для педагогов школьных) образовательных учреждений.

Преподаватели кафедры участвуют в работе системы дополнительного образования в рамках НОЦ Практической психологии и психологической службы РГУ имени С.А. Есенина.

Общественная деятельность членов кафедры

Преподаватели кафедры психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики активно участвуют и в общественной жизни.

Профессор Н.А. Фомина участвует в работе Международной академии наук педагогического образования и Академии имиджелогии, Президиума Учебно-методического объединения вузов России по психолого-педагогическому образованию, Научно-методического совета по социально-психологическим вопросам при Управлении образования и молодежной политики г. Рязани,. Она является иностранным членом Ассоциации психолингвистов Украины, членом Регионального Совета по грантам РГНФ, научно-технического совета РГУ имени С.А. Есенина, Совета института психологии, педагогики и социальной работы РГУ имени С.А. Есенина. Несколько лет была членом Ученого совета РГУ имени С.А. Есенина, Председателем экспертной группы при Управлении образования, науки и молодежной политики Рязанской области по аттестации психологов на высшую квалификационную категорию. Введена в новый состав Диссертационного совета РГУ имени С.А. Есенина. Доцент Э.В.Самарина является членом Совета ИНО и Института психологии, педагогики и социальной работы РГУ имени С.А. Есенина. Доцент Г.А. Толмачева является председателем экспертной группы при Управлении образования, науки и молодежной политики Рязанской области по аттестации учителей-дефектологов на высшую квалификационную категорию. Доц. Беспалова Т.М. участвуют в осуществлении психолингвистических и психологических экспертиз для Управления МВД, Управления наркоконтроля, Следственного комитета России по Рязанской области и пр. организаций.

Добавить комментарий

You must be logged in to post a comment