Адрес: 390000, г. Рязань, ул. Ленина, д. 20
(учебный корпус № 6), каб. 6
Тел.: 8 (4912) 97-16-11

E-mail: v.lavrentev@365.rsu.edu.ru

График работы кафедры:

• пн-пт:  7:30 – 15.00; 12.00 – 12.30 – обеденный перерыв
• сб: 7.30 – 13.00; 10.30 – 11.00 – перерыв
• вс – выходной

Заведующий кафедрой – Виталий Александрович Лаврентьев, доктор филологических наук.

Лаборант кафедры – Алёна Сергеевна Ачекина

Кафедра русского языка и методики его преподавания – одна из старейших в университете. Как самостоятельное структурное подразделение кафедра русского языка образовалась в 1939 году в результате разделения кафедры русского языка и литературы. В 1996 году в результате реорганизации были образованы кафедра современного русского языка и кафедра истории русского языка и культуры речи. В 2010 году путём объединения была образована кафедра русского языка и методики его преподавания.

В разное время кафедру возглавляли профессор П.О. Пилашевский, профессор В.И. Лыткин, профессор В.М. Никитин, доцент Т.С. Жбанкова, доцент А.А. Никольский, доцент Л.А. Кононенко, профессор Л.А. Сергиевская, доцент Е.А. Догушева, доцент Ю.А. Южакова.

 

Штатный состав кафедры

ФИО

Должность

Уровень образования

Квалификация

Ученая степень

Ученое звание

Архипова Елена Викторовна

профессор

высшее – специалитет

Учитель русского языка и литературы

доктор педагогических наук

профессор

Гладышев Алексей Геннадьевич

доцент

высшее – специалитет

Учитель русского языка и литературы

кандидат филологических наук

доцент

Догушева Елена Алексеевна

доцент

высшее – специалитет

Учитель русского языка и литературы

кандидат филологических наук

доцент

Корчагина Елена Валентиновна

доцент

высшее – специалитет

Учитель русского языка и литературы

кандидат филологических наук

доцент

Лаврентьев Виталий Александрович

заведующий кафедрой, профессор

высшее – специалитет

Учитель русского языка и литературы

доктор филологических наук

доцент

Мелехова Любовь Александровна

доцент

высшее – специалитет

Учитель русского языка и литературы

кандидат филологических наук

 

Осипова Елена Петровна

доцент

высшее – специалитет

Учитель русского языка и литературы

кандидат филологических наук

доцент

Плешакова Валентина Викторовна

доцент

высшее – специалитет

Филолог-русист. Преподаватель

кандидат филологических наук

доцент

Редькина Наталья Сергеевна

доцент

высшее – специалитет

Учитель русского языка и литературы

кандидат филологических наук

доцент

Русских Алла Геннадьевна

доцент

высшее – специалитет

Учитель русского языка и литературы

кандидат педагогических наук

 

Сергиевская Любовь Алексеевна

профессор

высшее – специалитет

Учитель русского языка и литературы

доктор филологических наук

профессор

Скрябина Ольга Алексеевна

профессор

высшее – специалитет

Учитель русского языка и литературы

доктор педагогических наук

доцент

Сомова Марина Викторовна

доцент

высшее – специалитет

Учитель русского языка и литературы

кандидат филологических наук

доцент

Хрусталёв Игорь Николаевич

доцент

высшее – специалитет

Учитель русского языка и литературы

кандидат филологических наук

доцент

Южакова Юлия Александровна

профессор

высшее – специалитет

Учитель русского языка и литературы

доктор филологических наук

доцент

 

Приглашенные специалисты из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью реализуемых кафедрой программ:

 

ФИО

Должность

Уровень образования

Квалификация

Ученая степень

Ученое звание

Илюкина Людмила Вячеславовна

руководитель профильной организации

высшее – специалитет

Учитель русского языка и литературы

кандидат филологических наук

 

Люхина Ирина Сергеевна

руководитель профильной организации

высшее – специалитет

Учитель русского языка и литературы

 

 

Родионова Ирина Олеговна

сотрудник профильной организации

высшее – специалитет

Учитель русского языка и литературы

 

 

Учебная деятельность

За кафедрой закреплены следующие дисциплины:

Филологический блок: Активные процессы в современном русском языке; Актуальные вопросы морфологии; Актуальные вопросы синтаксиса; Актуальные проблемы современной русской морфологии; Актуальные проблемы современного русского синтаксиса; Введение в славянскую филологию; Взаимосвязи морфологии и словообразования; Вопросы исторической лексикологии; Вопросы исторической морфологии; Вопросы исторической фонетики; Грамматические категории в системе современного русского языка; Деловая письменная речь, Деловой русский язык; Информационные технологии в филологии; Искусство публичного выступления; История и методология языкознания; История и современное состояние отечественной и зарубежной русистики; История русского языка; Классические языки (греческий язык); Классические языки (латинский язык); Коммуникативный синтаксис; Коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; Культура речи; Культура деловой письменной речи; Культура речи и делового общения; Лингвистическое краеведение; Лингвокультурология; Литературное редактирование; Нормативные аспекты современного литературного русского языка; Нормы академического письма и красноречия; Нормы русского языка в научной сфере; Нормы русского языка в профессиональной сфере деятельности; Основы делового общения; Основы деловой и научной коммуникации в менеджменте; Основы научного редактирования; Педагогическая риторика; Правовые аспекты речевой деятельности; Практикум по орфографии и пунктуации; Практический курс русского языка; Проблемы древнерусского и церковнославянского языка русского извода; Проблемы классификации лексических и фразеологических единиц в современно русском языке; Проблемы русистики в контексте современных лингвистических теорий; Происхождение и развитие славянской письменности; Риторика; Русская грамматика в диахроническом аспекте; Русская диалектология; Русская ономастика; Русская разговорная речь; Русская фонетическая система в синхронии и диахронии; Русский язык в профессиональной деятельности; Русский язык и культура речи; Синхронная и диахронная дериватология; Славяно-русская палеография; Современная русская лексикография; Современные проблемы исторической диалектологии; Современный русский язык; Социолингвистика; Спорные вопросы современной грамматики; Сравнительная грамматика славянских языков; Старославянский язык; Стилистика русского языка; Теория и практика аргументации; Теория языка; Топонимы Рязанской области; Тренинг профессионально ориентированной риторики; Трудные вопросы морфемики и словообразования; Трудные случаи морфологического разбора; Филологический анализ текста; Филология в системе современного гуманитарного знания; Функционально-семантическое и коммуникативное описание грамматики русского языка; Явления переходности и синкретизма в русской грамматике.

 

Методический блок: Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в вузе; Актуальные проблемы методики преподавания русского языка; Актуальные проблемы методики преподавания русского языка в учреждениях среднего и среднего профессионального образования; Историческое комментирование фактов грамматики, лексики и правописания в школе; Когнитивно-коммуникативный подход в обучении правописанию; Коммуникативная методика обучения русскому языку в школе и вузе; Контроль качества образования; Лингводидактические основы преподавания русского языка в вузе; Методика и методология лингвистического и литературоведческого анализа в школе; Методика обучения (русский язык); Методика преподавания русского языка как иностранного; Методика речевого развития личности в школе и вузе; Методические аспекты речевого развития языковой личности; Методические теории речевого развития личности; Методы и приемы реализации ФГОС в преподавании русского языка; Письменная речь как когнитивно-коммуникативная деятельность школьников; Современные средства оценивания результатов обучения; Современные технологии обучения русскому языку в высшей школе; Стандарты в преподавании русского языка; Педагогическая практика.

 

Учебные планы, а также рабочие программы всех дисциплин и практик размещены на сайте университета в разделе «Сведения об образовательной организации» (https://www.rsu.edu.ru/sveden/education/complect ).

 

Методические разработки для студентов, вопросы к зачётам и экзаменам, тематические планы лекционных и практических занятий размещены на сайте университета в разделе «Электронная информационно-образовательная среда» (http://e-learn2.rsu.edu.ru/moodle2/login/index.php ).

 

Кафедра является выпускающей по направлению подготовки бакалавриата 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), профили «Русский язык и Литература», очная и заочная формы обучения (руководитель ОПОП – кандидат педагогических наук, доцент А.Г. Русских).

 

На кафедре функционирует магистратура по двум направлениям подготовки:

44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Методика преподавания русского языка»; очная форма обучения (руководитель ОПОП – доктор филологических наук, профессор Ю.А. Южакова); в результате присваивается квалификация «магистр педагогического образования»;

45.04.01 Филология, профиль «Русская грамматика в синхроническом и диахроническом аспектах», очно-заочная форма обучения (руководитель ОПОП – доктор филологических наук, профессор В.А. Лаврентьев); в результате присваивается квалификация «магистр филологии».

 

На кафедре функционирует аспирантура по двум направлениям подготовки:

45.06.01 Языкознание и литературоведение, профиль «Русский язык», очная и заочная формы обучения (руководитель ОПОП – доктор филологических наук, профессор В.А. Лаврентьев; научные руководители: профессор В.А. Лаврентьев, профессор Л.А. Сергиевская, доцент Е.П. Осипова);

44.06.01 – Образование и педагогические науки, профиль «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)», заочная форма обучения (руководитель ОПОП – доктор педагогических наук, профессор О.А. Скрябина; научные руководители: профессор О.А. Скрябина; профессор Е.В. Архипова).

 

Научная деятельность

Научные интересы кафедры связаны со следующими основными направлениями:

  1. «Исследование системы русского языка в синхронии и диахронии» (руководитель – профессор В.А. Лаврентьев); соответствует направлениям подготовки: 45.04.01 Филология (профиль «Русская грамматика в синхроническом и диахроническом аспектах»); 45.06.01 Языкознание и литературоведение (профиль «Русский язык»); 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) (профили «Русский язык и Литература»).
  2. «Исследования в области ономастики, диалектологии и лингвистического краеведения» (руководитель – доцент Е.П. Осипова); соответствует направлениям подготовки: 45.06.01 Языкознание и литературоведение (профиль «Русский язык»); 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) (профили «Русский язык и Литература»).
  3. «Филологические аспекты преподавания русского языка» (руководитель – профессор Ю.А. Южакова); соответствует направлениям подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование (профиль «Методика преподавания русского языка»); 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) (профили «Русский язык и Литература»); 44.06.01 – Образование и педагогические науки (профиль «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)»).
  4. «Аксиологическая лингвометодика: теория и практика» (руководитель – профессор Е.В. Архипова); соответствует направлениям подготовки: 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) (профили «Русский язык и Литература»); 44.06.01 – Образование и педагогические науки (профиль «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)»).
  5. «Актуальные проблемы методики преподавания русского языка» (руководитель – профессор О.А. Скрябина); соответствует направлениям подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование (профиль «Методика преподавания русского языка»); 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) (профили «Русский язык и Литература»); 44.06.01 – Образование и педагогические науки (профиль «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)»).

 

В апреле 2018 года соискателем кафедры Л.В. Илюкиной защищена диссертация на тему «Наименования кушаний и напитков в южных (сараевских) говорах Рязанской области» на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности  10.02.01 – русский язык (научный руководитель – кандидат филологических наук, доцент Е.П. Осипова).

 

В декабре 2018 года соискателем кафедры В.В. Меркиной защищена диссертация на тему «Микротопонимия овражно-балочных образований региона верхнего и среднего течения Дона (на материале «Списка рек Донского бассейна» П.Л. Маштакова» на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности  10.02.01– русский язык (научный руководитель – доктор филологических наук, профессор В.А. Лаврентьев).

 

В 2018 году кафедра подготовила три отзыва в качестве ведущей организации:

  1. Отзыв о диссертации «Фразеологизмы как элементы идиостиля В.В. Крестовского» Г.Е. Сафьянниковой на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.02.01 – русский язык (защита прошла 4.10.2018 в совете Д 999.061.03 при ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»);
  2. Отзыв о диссертации «Функциональная модель лексикографического описания номинативных единиц с региональным компонентом значения ‘Крым’» Т.В. Лановой на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.02.01 – русский язык (защита прошла 20.12.2018 в совете 212.081.05 при ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»);
  3. Отзыв о диссертации «Усвоение лексических понятий учащимися 5-6 классов в условиях регионально-ориентированной системы обучения русскому языку» Е.А. Корнейко на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (защита прошла 17.12.2018 в совете 212.154.08 при ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»).

 

Профессора и доценты кафедры регулярно пишут отзывы об авторефератах кандидатских и докторских диссертаций.

 

Выигран грант РФФИ «Становление ценностных ориентаций молодежи в процессе изучения русского языка (на материале патриотического дискурса о генерале М.Д. Скобелеве)» (руководитель проекта – доктор педагогических наук, профессор Е.В. Архипова).

 

В 2018 году преподаватели кафедры приняли участие в следующих научных мероприятиях:

  • Межвузовская научно-практическая конференция «New World. New Language. New Thinking», Москва, Дипломатическая академия МИД России, 6 февраля 2018 г.;
  • IX Международная научная конференция «Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах», г. Челябинск, 18-20 апреля 2018 г.;
  • Всероссийская научно-практическая конференция «Учитель –  начало всех начал: школа в современной России»,  г. Липецк, 20-21  апреля 2018 г.;
  • ХV Международная научно-практическая конференция «Наука и культура России», посвященная Дню славянской письменности и культуры, г. Самара, 2018 г;
  • III Международная научно-практическая конференция «Современные информационные технологии и инновации в экономике, государственном и муниципальном управлении и гуманитарных науках — 2018» (СИТ – 2018), г. Таганрог — г. Анапа, 14 — 16 мая 2018 г.;
  • Научно-практическая конференция преподавателей и студентов «Слово. Словесность. Словесник», г. Рязань, 19 мая 2018 г.;
  • Международная научная конференция «Фортунатовские чтения в Карелии», г. Петрозаводск, 10 — 12 сентября 2018 г.;
  • VI Конгресс РОПРЯЛ, г. Уфа, 14-17 октября 2018 г.;
  • III Международная научно-практической конференции «Языковая политика и вопросы гуманитарного образования», г. Пенза, 25-27 октября 2018 г.;
  • Международная конференция «Язык как отражение духовной культуры народа», г. Архангельск, 18–20 октября 2018 г.;
  • III Всероссиийский форум русского языка, посвященный наследию академика И.И. Срезневского, Рязань, 17–19 октября 2018 г.;
  • Международная научная конференция «Рациональное и эмоциональное в русском языке», Москва, МГОУ, 23-24 ноября 2018 г.;
  • III Международная научно-практическая конференция«Актуальные проблемы современной методики преподавания русского языка в школе и вузе», посвященная 100-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки, профессора Г.Н. Приступы, г. Рязань, 29-30 ноября 2018 г.;
  • V Международный педагогический форум, г. Сочи, 3-5 декабря 2018 г.
  • Результаты научных исследований профессорско-преподавательского состава кафедры отражены в публикациях, размещенных на сайте Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU.
  • Сотрудники кафедры (И.Н. Хрусталёв, Е.В. Корчагина, Е.П. Осипова) на хоздоговорной основе осуществляют лингвистические экспертизы по широкому кругу проблем. Данная работа проводится по запросам Управления судебного департамента; Управления МВД; Следственного управления Следственного комитета России по Рязанской области; физических лиц.

 

Учебно-методическая работа

При кафедре организована информационно-методическая площадка «Инициатива» (руководители: доктор педагогических наук, профессор О.А. Скрябина; доктор филологических наук, профессор Ю.А. Южакова), в рамках которой для учителей-словесников Рязани и Рязанской области, студентов, магистрантов и аспирантов проводятся семинары и мастер-классы, на которых участников знакомят с новыми технологиями в преподавании русского языка, показывают методы и приемы организации исследовательской деятельности учащихся, обсуждаются актуальные вопросы, связанные с реализацией требований ФГОС на уроках русского языка. Перед слушателями выступают известные ученые-методисты из ведущих вузов России.

Преподаватели кафедры (проф. В.А. Лаврентьев, доц. А.Г. Гладышев, доц. Е.А. Догушева, доц. Е.В. Корчагина, доц. А.Г. Русских, доц. И.Н. Хрусталёв) входят в состав областной комиссии по проверке ЕГЭ по русскому языку.

Учебники и пособия за последние 5 лет

Современный русский язык: учебник и практикум / С.М. Колесникова, Н.А. Николина, В.А. Лаврентьев и др. – М.: Издательство Юрайт, 2018. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс. В 3 Т. Том 2. Морфология. – 208 с. Т. 3. Синтаксис. – 241 с.

Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся: учебник и практикум для вузов. Серия: Бакалавр. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 191 с.

Скрябина О.А. Система работы над грамотностью учащихся в старших классах: учебно-методическое пособие. — Рязань : РГУ, 2017. — 134 с.

Нормы академического письма и красноречия: учебно-методическое пособие / под ред. А. Г. Русских. — Рязань : РГУ, 2017. — 156 с.

Лаврентьев В.А. Грамматический анализ языковых единиц с комментариями. Именные части речи: учебное пособие. – Рязань: РГУ, 2016. — 96 с.

Обобщающий тренинг по русскому языку. Орфография: пособие для учителя / Е.В. Архипова, Н.В. Мерзлякова. – Рязань: РИРО, 2012. – 108 с.

Редькина Н.С. Стилистика русского языка: деловая письменная речь: учебно-методическое пособие. – Рязань: РГУ, 2015. — 60 с.

Скрябина О.А. Система работы над грамотностью учащихся в старших классах: учебно-методическое пособие. – Рязань: РГУ, 2017. – 133 с.

Теория и практика обучения русскому языку: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» / Архипова Е.В., Воителева Т.М., Дейкина А.Д. и др. – Москва, 2014. Сер. Бакалавриат (4-е издание. исправленное и дополненное).

 

Координационные связи

Институт лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург); Институт русского языка имени В.В. Виноградова РАН (Москва); Московский педагогический государственный университет; Московский государственный областной университет; Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования; Рязанский институт развития образования; Управление по делам науки, образования и молодежной политики Рязанской области; школы г. Рязани и педколледжи г. Рязани и Рязанской области; Управление судебного департамента; Управление МВД; Следственное управление Следственного комитета России по Рязанской области.

 

Международные связи

Софийский государственный университет (публикации в журнале «Болгарская русистика»);

кафедра русистики Университета Св. Кирилла и Мефодия г. Трнавы (г. Трнава, Словакия);

Центр системного анализа и стратегических исследований Национальной академии наук Беларуси;

участие в Программе сотрудничества в области культуры и образования между Правительством Российской Федерации и правительством Аргентинской Республики.

обмен опытом изучения принципов дистанционного образования в мировом пространстве через ИНТЕРНЕТ;

участие в международных конференциях.

 

Научные и иные мероприятия, проведённые кафедрой в 2018 году

Региональный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку для учащихся старших (9-11) классов (февраль 2018);

Научно-практическая конференция преподавателей и студентов «Слово. Словесность. Словесник» (апрель 2018);

Региональная межвузовская научно-практическая конференция студентов «Просветители Земли Русской» (22 мая 2018);

Межвузовская олимпиада по культуре русской речи для иностранных студентов вузов г. Рязани (май 2018);

Неделя русского языка в РГУ (май 2018);

Праздник Славянской письменности и культуры (май 2018);

Участие членов кафедры в организации и проведении III Всероссийского форума русского языка, посвященного наследию академика И.И. Срезневского (17–19 октября 2018);

Скобелевские чтения и секция в рамках Международной конференции, посвященной 175-летию со дня рождения генерала М.Д. Скобелева (октябрь 2018);

III Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современной методики преподавания русского языка в школе и вузе», посвященная 100-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки, профессора Г.Н. Приступы (29-30 ноября 2018).