Адрес г. Рязань, ул. Свободы, д. 46
Тел.: 8 (4912) 28-04-23

С 2003 года заведует кафедрой Ольга Александровна Плаксина, кандидат педагогических наук, доцент.
E-mail:
o.plaksina@365.rsu.edu.ru

Ольга Александровна Плаксина – заведующий кафедрой физического воспитания с 2003 г., кандидат педагогических наук, доцент. Родилась 17 февраля 1960 г. в Шацком районе Рязанской области, п. Свеженькая. По окончании школы поступила в МГПИ имени Крупской, г. Йошкар-Ола (1977-1981 гг.).

За период обучения в вузе выполнила разряд мастера спорта по лыжным гонкам. Ольга Александровна является участником международных студенческих соревнований по лыжным гонкам, многократным победителем соревнований различного уровня среди студентов СССР.  После окончания вуза работала три года тренером в опорном пункте олимпийской подготовки в Йошкар-Оле. Она подготовила 2 мастера спорта и 5 кандидатов в мастера спорта по лыжным гонкам.

С 1984 г. работает в РГПИ в должности ассистента.

С 1988 г. назначена старшим преподавателем, является ответственным за спортивно-массовую работу в вузе.

С 1988 г. по 2016 г. являлась заместителем председателя спортивного клуба.

В 2008 г. защитила диссертацию на тему «Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у студентов педагогических специальностей университета» по специальности 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования». Научный руководитель – доктор педагогических наук Романов А.А.

Плаксиной О.А. опубликовано более 40 научных трудов. Из них 7 статей в журналах ВАК, 4 учебно-методические рекомендации.

Имеет награды:

2007 г. – знак «За вклад в развитие Университета»;

2008 г. – медаль к 100-летию профсоюзов России;

2012 г. – знак «Почётный работник высшего профессионального образования РФ»;

2014 г. – знак губернатора Рязанской области «За Усердие»;

2015 г. – знак «Отличник физической культуры и спорта».

История кафедры:

Физическая культура как предмет была введена в учебный план Рязанского аграрно-педагогического института в 1930 г. Первым преподавателем физической культуры был А.Н. Смехов.

В сентябре 1932 г. создается кафедра военного обучения и физкультуры. Военная кафедра выполняла свою работу вплоть до 1939 г.

Функционирует спортивный зал и кабинет площадью 80 кв.м. Команда стрелков добивается большого успеха, заняв второе место в заочных соревнованиях между педагогическими вузами страны.

В мае 1937 г. вводится должность старшего преподавателя физической культуры. Им стал Сергей Сергеевич Иванов. Впервые студенты приняли участие в двадцатидневном учебно-тренировочном сборе.

С сентября 1939 г. в институте организуется самостоятельная кафедра физической культуры. Исполняющим обязанности заведующего кафедрой назначен Григорий Иванович Навозов, окончивший Московский центральный институт физической культуры в 1926 г. На кафедре работали 6 преподавателей. Студенты выступали по многим видам спорта, особенно по гимнастике.

9 августа 1942 г. институт был эвакуирован в г. Шацк. Заведующим военной кафедрой был Н.И. Лыгин.

В октябре 1944 г. институт опять вернулся в г. Рязань. Заведующим военно-физкультурной кафедрой назначен майор М.Г. Раздолин, затем – полковник Б.Н. Попов.

С февраля 1945 г. по май 1945 г. – Герой Советского Союза, полковник Иван Михайлович Огнев.

В августе 1947 г. вновь организуется кафедра физического воспитания. Исполняющим обязанности заведующего кафедрой утверждается Леонид Васильевич Мельников. Спортсмены становятся сильнейшими в городе. Сборные команды принимают участие в соревнованиях различного уровня.

Заведующие кафедрой в следующие 10 лет:

1949-1953 гг. – Сергей Сергеевич Иванов.

1953-1955 гг. – Антонина Яковлевна Моисеенко.

1955-1957 гг. – Григорий Иванович Навозов.

1957-1981 гг. Наибольший авторитет в городе и в институте кафедра приобрела с приходом Зои Константиновны Байковой, выпускницы Московского института физической культуры. Она была человеком высокой культуры, специалистом высокого класса. В этот период кафедра была одним из мощных, известных и уважаемых студентами и преподавателями структурных подразделений вуза. Кафедра выступала одним из основных инициаторов строительства летнего оздоровительного лагеря «Полянка». Коллектив кафедры пополнился молодыми перспективными преподавателями: В.С Кордюковым (гимнастика), П.И. Курицыным (лыжные гонки), В.Д. Черновой (художественная гимнастика), Н.И. Потемкиным  (лёгкая атлетика), И.В. Паневой (волейбол), А.Б. Ворониным (баскетбол) и другими.

Лучшие преподаватели кафедры были переведены на факультет физической культуры, который  создан в 1980 г..

С августа 1981 г. по август 1988 г. кафедру возглавлял кандидат педагогических наук А.И. Бабаков. Был оборудован второй зал. Функционировали группы со спортивной направленностью: лыжи, волейбол, легкая атлетика, классическая борьба, спортивная гимнастика.

С сентября 1986 г. по 1988 г. кафедру возглавляла кандидат педагогических наук Валентина Александровна Беляева, мастер спорта по лыжным гонкам. По её инициативе на 3 этаже главного корпуса ремонтируется и оснащается малый тренажёрный зал. Ремонтируется зал тяжёлой атлетики и выдвигается идея строительства игрового спортивного зала.

С августа 1988 г. по август 2002 г. кафедрой заведовал кандидат биологических наук Владимир Нилович Лешко. В этот период кафедра получила новый физкультурно-оздоровительный комплекс площадью 780 км. м., в котором проводятся учебные и тренировочные занятия.

С сентября 2003 г. и по настоящее время кафедрой руководит кандидат педагогических наук, доцент Ольга Александровна Плаксина, мастер спорта по лыжным гонкам. Совместная работа кафедры и спортивного клуба даёт высокие результаты сборных команд при поддержке руководства университета.

В 2017 г. в эксплуатацию введён бассейн «Классика». В связи с этим расширилась спортивная база университета для проведения учебно-тренировочных занятий. На кафедре открылись специализации по плаванию, баскетболу и волейболу.

Состав кафедры:

 

  • Плаксина Ольга Александровна – заведующий кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент, мастер спорта по лыжным гонкам, вузовский стаж – 36 лет
  • Орлова Любовь Талматовна – заместитель заведующего кафедрой, доцент, кандидат педагогических наук, ответственная за научно-методическую работу на кафедре, тренер-преподаватель по настольному теннису, золотой значок ГТО, вузовский стаж – 13 лет
  • Киреев Сергей Валентинович – заместитель заведующего кафедрой, старший преподаватель, ответственный за учебную работу на кафедре, вузовский стаж – 40 лет
  • Шилкина Галина Николаевна – зам. декана по воспитательной работе, старший преподаватель, ответственная за спортивно-массовую работу на физико-математическом факультете, КМС по лыжным гонкам, золотой значок ГТО, вузовский стаж – 15 лет
  • Донскова Валерия Валериевна – старший преподаватель, ответственная за спортивно-массовую работу на юридическом факультете, тренер-преподаватель по плаванию, мастер спорта по плаванию, золотой значок ГТО, вузовский стаж – 16 лет
  • Дрынкина Екатерина Юьревна – старший преподаватель, тренер-преподаватель по атлетической гимнастике, вузовский стаж – 6 лет
  • Еськов Евгений Анатольевич – старший преподаватель, ответственный за спортивно-массовую работу в институте естественных наук, вузовский стаж – 16 лет
  • Зайцев Сергей Иванович – старший преподаватель, ответственный за спортивно-массовую работу в институте психологии, педагогики и социальной работы, вузовский стаж – 39 лет
  • Земскова Ольга Александровна – старший преподаватель, ответственная за учебную работу на кафедре, КМС по лыжным гонкам, золотой значок ГТО, вузовский стаж – 17 лет
  • Калинин Василий Евгеньевич –старший преподаватель, ответственный за спортивно-массовую работу на факультете русской филологии и национальной культуры, КМС по шахматам, тренер-преподаватель по шахматам, золотой значок ГТО,  вузовский стаж – 18 лет
  • Лоренц Ольга Анатольевна – старший преподаватель, ответственная за спортивно-массовую работу на факультете истории и международных отношений, золотой значок ГТО, вузовский стаж – 20 лет
  • Михайлов Дмитрий Дмитриевич – старший преподаватель, ответственный за спортивно-массовую работу в институте иностранных языков, тренер–преподаватель по баскетболу, вузовский стаж – 27 лет
  • Рыбцова Ольга Матвеевна – старший преподаватель, ответственная за спортивно-массовую работу на факультете экономики и ФСУ, тренер–преподаватель по оздоровительной суставной гимнастике, КМС по спортивной гимнастике, вузовский стаж – 35 года

Научная и учебно-методическая деятельность:

В соответствии с требованиями ФГОС, целью освоения дисциплины «Физическая культура и спорт» является формирование компетенций по физической культуре, направленных на развитие личности студента и способности применения средств и методов физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности.

Для достижения поставленной цели на кафедре физического воспитания предусматривается решение следующих задач:

 — формирование у студентов мотивационно-ценностного отношения к здоровью и занятиям физкультурно-спортивной деятельностью;

 — освоение системы знаний о социально-биологических, психолого-педагогических основах физической культуры;

— овладение системой методических умений, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование двигательных умений и психофизических качеств, необходимых в профессиональной деятельности;

— приобретение опыта использования методико-практических знаний для самосовершенствования.

Кафедра физического воспитания обеспечивает учебный процесс по дисциплине «Физическая культура и спорт» на всех факультетах по следующим направлениям:

— организация и проведение учебного процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт» со студентами 1-3 курсов с применением ДОТ, обеспечивающего укрепление здоровья студентов, повышение их работоспособности, улучшение физической подготовленности и заинтересованности в физическом самосовершенствовании и здоровом образе жизни, приобретение студентами теоретических знаний, практических умений и навыков в области использования средств физической культуры в жизни, в том числе в профессиональной деятельности;

— методическое обеспечение учебных занятий по физической культуре в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта ВО;

— организация и проведение учебно-тренировочного процесса со студентами, занимающимися в спортивных секциях университета;

— организация и проведение внутриуниверситетских спортивно-массовых мероприятий по различным видам спорта;

— участие в обеспечении подготовки сборных команд университета к областным спортивным играм молодежи среди студентов вузов и военных институтов по многим видам спорта и соревнованиям Всероссийского спортивного студенческого союза по ведущим видам спорта;

— обеспечение учебного и тренировочного процессов необходимым инвентарем и оборудованием, сборные команды университета – соответствующей спортивной формой; обеспечение морального и материального поощрения лучших спортсменов и команд-победительниц различных соревнований;

— сотрудничество с городскими, областными, Всероссийскими спортивными и другими организациями по проблемам физической культуры и спорта; вся спортивная и физкультурно-массовая работа проводится в контакте со спортивным клубом и факультетом физической культуры.

Практические занятия проводятся в спортивном зале, в тренажерных залах, районе лесопарка и на открытых площадках городского парка, бассейне «Классика».

Преподаватели кафедры занимаются тренерской деятельностью, под их руководством студенты неоднократно становились победителями и призерами соревнований различного уровня:

  • Д.Д. Михайлов – баскетбол (женский)
  • В.Е. Калинин – шахматы
  • Л.Т. Орлова – настольный теннис
  • В.В. Донскова – плавание

С 2019 г. начали функционировать оздоровительные кружки по направлениям:

  • Атлетическая и оздоровительная гимнастика (девушки и юноши)
  • Оздоровительная аэробика
  • Плавание

Научная деятельность преподавателей связана с общекафедральной темой «Пути повышения эффективности учебного процесса по физической культуре». Руководитель исследования – к.п.н, доцент О.А. Плаксина.

Преподавателями кафедры опубликованы научные работы и методические рекомендации. Наиболее значимые из них:

  1. Плаксина О.А. «Некоторые аспекты формирования у бакалавров университета ценностного отношения к физической культуре и здоровому образу жизни»
  2. Донскова В.В. «Плавание как необходимый вид двигательной активности в адаптивной физической культуре»
  3. Донскова В.В., Земскова О.А. «Влияние личности преподавателя на эффективность занятий по физической культуре»
  4. Лоренц О.А. «Спортивные игры как средство физического воспитания студентов»
  5. Рыбцова О.М. «К вопросу об определении профессионально-значимых качеств тренера»
  6. Лоренц О.А., Земскова О.А. «Методы регулирования психоэмоционального состояния студента»

Учебно-методические рекомендации и пособия:

  1. Плаксина, О.А. «Педагогика здоровья: программа курса и методические рекомендации»
  2. Киреев С.В. «Лечебная физкультура в системе физической подготовки студентов специальных медицинских групп»
  3. Михайлов Д.Д. «Физическая подготовка баскетболиста в ВУЗе»
  4. Орлова Л.Т. «Занятия оздоровительной направленности на тренажёрах со студентами подготовительной группы»
  5. Орлова Л.Т. «Методика развития общей выносливости на практических занятиях по легкой атлетике со студентками подготовительной медицинской группы здоровья»

 

Электронный ресурс:

  1. Михайлов Д.Д. Силовая подготовка баскетболистов / Режим доступа: http://www.rsu.edu.ru/wordpress/wp-content/uploads/2011
  2. Киреев С.В. Методика воспитания физических качеств / Режим доступа: http://www.rsu.edu.ru/wordpress/wp-content/uploads/2011

Нормативные документы:

  • приказ РФ от 1994 г. № 777 «Об организации процесса физического воспитания в высших учебных заведениях» / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru
  • приказ Минздрава РФ от 20.08.2001 г. № 337 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры»/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.webapteka.ru/phdocs/doc824.html
  • Федеральный закон РФ от 04.12.07 г. № 329-ФЗ (в ред. От 12.14 г.) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173465/
  • письмо Министерства образования РФ от 25.11.11 г. № 19-229 «О методических рекомендациях» (Разработка учебных программ по предмету «Физическая культура» / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71756416/ дата обращения 20.11.2020
  • Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ (ред. От 31.12.14 г.) «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Раздел «Литература» после первой лекции — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  • письмо Минобрнауки РФ от 30 мая 2012 года N МД-583/19 Методические рекомендации «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья», [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://docs.cntd.ru
  • приказ Минобрнауки России от 5 апреля 2017 г. N 301 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования…»/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа / http://www.consultant.ru/

 

Контрольные вопросы для 1- ых курсов по лекционному материалу.

Лекция №1. Тема: «Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов»

Вопросы:

  1. Дать определение понятия «Физическая культура».
  2. Основоположник отечественной системы физического образования.
  3. С какого года преподается дисциплина «физическая культура» в высших учебных заведениях нашей страны.
  4. Назовите цель и задачи дисциплины «Физическая культура» в вузе.
  5. Кто осуществляет руководство процессом физического воспитания в вузе?
  6. Назовите формы занятий физического воспитания в вузе.
  7. Из каких разделов состоит учебный процесс по физической культуре?
  8. Как происходит распределение на группы на учебных занятиях по физической культуре?
  9. Назовите обязанности студента на учебных занятиях по физической культуре.
  10. Перечислить нормативно-правовые документы, согласно которым происходит реализация учебного процесса дисциплины физическая культура в вузе. Перечислить социальные функции физической культуры в вузе.
  11. В чем сущность гуманизации и по физической культуре?
  12. В чем сущность гуманитаризации образовательного процесса по физической культуре.
  13. Перечислить ценности образовательного процесса по физической культуре?
  14. Назвать компоненты ценностного отношения по физической культуре.
  15. Какие качественные характеристики результативности образовательного процесса по физической культуре можно выделить?
  16. Перечислите основные требования, необходимые для успешной аттестации студента (получение «зачета») по дисциплине «Физическая культура».
  17. Назвать структурные компоненты Физической культуры

Лекция №2 Тема: «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА.»

Вопросы:

  1. Понятие «Здоровье»
  2. Назвать виды здоровья
  3. Дать определение физического здоровья
  4. Какое здоровье определяет духовный потенциал человека?
  5. Факторы, влияющие на здоровье и продолжительность жизни человека
  6. Что изучает биометрология
  7. Влияние окружающей среды на здоровье
  8. Дать определение «Здоровый образ жизни»
  9. Назвать компоненты ЗОЖ
  10. Дать определение режиму труду и отдыха.
  11. Норма ночного сна учащейся молодежи?
  12. Дать определение рациональному питанию
  13. Укажите среднее суточное потребление энергии у девушек.
  14. Укажите среднее суточное потребление энергии у юношей.
  15. Организация двигательной активности
  16. Укажите в часах минимальную норму двигательной активности студента в неделю.
  17. Компоненты личной гигиены.
  18. Укажите виды и принципы закаливания организма.
  19. Вредные привычки и их последствия на организм.
  20. Укажите причины проявления вредных привычек
  21. Назовите меры профилактики вредных привычек
  22. Из чего состоит культура межличностного общения
  23. Психофизическая регуляция организма. Методы борьбы со стрессом
  24. Дать определение физического самовоспитания
  25. Назовите этапы формирования физического самовоспитания

Лекция №3 Тема: «Социально–биологические основы физической культуры»

Вопросы:

  1. Понятие социально–биологических основ физической культуры.
  2. Организм человека. Гомеостаз.
  3. Гиподинамия. Гипокинезия. МПК.
  4. Организм человека как биосистема.
  5. Понятие об органе и системе органов.
  6. Представление о мышечной системе и ее функциях.
  7. Функции кровеносной системы.
  8. Функции дыхания.
  9. Функции пищеварения.
  10. Функции нервной системы.
  11. Функции выделения.
  12. Эндокринная система.
  13. Влияние гиподинамии на человека.
  14. Обмен веществ.
  15. Внешняя среда и ее влияние на организм.
  16. Экология и ее влияние на организм.
  17. Утомление и его фазы развития.
  18. Взаимосвязь физической и умственной деятельности.
  19. Движение как важнейшее свойство организма.

Лекция №4 Тема: «Спорт. Общая физическая и спортивная подготовка студентов»

Вопросы:

  1. Физическое воспитание, формы, классификация
  2. Методические принципы физического воспитания.
  3. Методы и средства физического воспитания.
  4. Основы обучения движениям.
  5. Основы совершенствования физических качеств.
  6. Формирование психических качеств в процессе физического воспитания.
  7. Общая физическая подготовка, ее цели и задачи.
  8. Спортивная подготовка, ее цели и задачи.
  9. Средства и методы спортивной тренировки ее планирование и построение
  10. Спортивные соревнования как средство и метод общей и специальной подготовки
  11. Определение «спорт» виды спорта
  12. Индивидуальный выбор видов спорта или системы физических упражнений
  13. Система студенческих спортивных соревнований: внутривузовских, межвузовских, городские, окружные, всероссийские, международные.
  14. Коррекция общего физического развития, телосложения, совершенствование двигательных и функциональных возможностей средствами физической культуры

Литература

  1. Бишаева, А.А. Физическая культура: учебник / А.А. Бишаева, В.В. Малков. — Москва: КноРус, 2016. — 312 с. — (Бакалавриат). — Библиогр.: с. 294-297. — Рек. ФГБОУ ВПО «Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена»; То же [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://lib.sibsport.ru/www/libsport.nsf/0/2dc1fa8cb47e0af0462582020033b78a/$FILE/Бишаева.pdf : (дата обращения: 20.11.2020)
  2. Виленский М.Я. Физическая культура / под ред. М.Я. Виленского. — 3-е изд., стер. — Москва: КноРус, 2016. — 424 с. — (Бакалавриат). — Рек. РГПУ им. А.И. Герцена; То же [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://bmu.vrn.muzkult.ru/media/2018/08/02/1225661244/Vilenskij-Fizicheskaya-kultura.pdf  (дата обращения: 20.11.2020)
  3. «Литература» после второй, третьей и четвёртой лекций — нет документа — Виленский М.Я. Физическая культура / под ред. М.Я. Виленского. — 3-е изд., стер. — Москва: КноРус, 2016. — 424 с. — (Бакалавриат). — Рек. РГПУ им. А.И. Герцена; То же [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://bmu.vrn.muzkult.ru/media/2018/08/02/1225661244/Vilenskij-Fizicheskaya-kultura.pdf  (дата обращения: 20.11.2020)

 

Фотогалерея: