Адрес: г. Рязань, ул. Полонского, д. 18,
учебный корпус №4, ауд. № 1а
Тел.: 8 (4912) 97-15-97 (доб. 4009)

E-mail: v.erikov@365.rsu.edu.ru

График работы кафедры:

• пн-пт:  7:30 – 15.00; 12.00 – 12.30 – обеденный перерыв
• сб: 7.30 – 13.00; 10.30 – 11.00 – перерыв
• вс — выходной

Кафедра медико-биологических и психологических основ физического воспитания создана в 1988 году.

 

erikov_v_mЗаведующий кафедрой, заслуженный работник физической культуры РФ, почетный работник высшего профессионального образования, кандидат медицинских наук, доцент Владимир Михайлович Ериков, ведет практический и теоретический курс по физиологии, спортивной медицине, спортивному краеведению.

E-mail: v.erikov@365.rsu.edu.ru

 

 

 

В настоящее время на кафедре работают доценты В.М. Ериков, А.А. Никулин, Г.Г. ИзмалковаН.В. Срослова, А.В. БашкиреваТ.А. Сидоренко.

Сведения о персональном составе научно-педагогических работников кафедры

Основное научное направление кафедры«Медико-биологическое и психологическое сопровождение занимающихся физической культурой и спортом».

В течение ряда лет сотрудники кафедры совместно  с учителями физической культуры проводят занятия со школьниками, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Кафедра имеет тесные координационные связи с физкультурным отделением Рязанского педагогического колледжа, СОШ № 9, 59, ДОУ № 3, 163.

Научно-исследовательская работа проводится по следующим направлениям:

  • Формирование основ здорового образа жизни, профилактика и повышение уровня здоровья учащихся в условиях образовательных учреждений.
  • Организация оздоровительной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
  • Формирование физической активности у различных групп населения.
  • Психофизиологическое сопровождение здоровья гетерогенных групп в различных условиях деятельности в хронобиологическом аспекте.
  • Теоретические и методические основы восстановительных мероприятий в процессе подготовки спортсменов в различных видах спорта.
  • Медико-биологическое сопровождение спортсменов различного уровня квалификации.
  • Морфофункциональные особенности организма спортсменов при занятиях различными видами спорта. Гормональный статус спортсменов.
  • Спортивное краеведение. 

Список публикаций преподавателей кафедры

Учебные издания

  1. Ериков В.М., Никулин А.А, Сидоренко Т.А. Анатомо-физиологические особенности организма человека: учебное пособие: / В.М. Ериков, А.А. Никулин, Т.А. Сидоренко. – Рязань: Ряз .гос. ун-т имени С.А. Есенина, 2019. — 318 с.
  2. Ериков В.М., Никулин А.А. Спортивная медицина: учебно-методическое пособие / В.М. Ериков, А.А. Никулин. – Москва: РУСНАЙТ, 2019.-124 С.
  3. Сидоренко Т.А., Тамбовский А.Н, Сейранов С.Г., Калашников А.В. Варианты оценки использования информативных показателей двигательного спортивного действия циклических видов спорта после применения внетренировочных средств в годичном цикле подготовки : учебно-методическое пособие // Т.А. Сидоренко, А.Н. Тамбовский, С.Г. Сейранов, А.В. Калашников. —  Малаховка : МГАФК, 2019. — 68 с.
  4. Башкирева А.В., Башкирева Т.В., Мухаметзянова Ф.Г. Развитие когнитивных потребностей интеллектуально одарённых учащихся как качество социального капитала региона (глава в монографии): Коллективная Монография /отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2019. – С. 122-130
  5. Сидоренко Т.А., Тамбовский А.Н, Сейранов С.Г., Калашников А.В. Определение информативных показателей состояния спортсмена циклических видов спорта после восстановительного воздействия, связанных с техническими (биомеханическими) параметрами выполняемого упражнения : учебно-методическое пособие // Т.А. Сидоренко, А.Н. Тамбовский, С.Г. Сейранов, А.В. Калашников. — Малаховка : МГАФК, 2018. — 68с.
  6. Подготовка студентов к профессиональной деятельности в курсе психологии физического воспитания и спорта : учебно-методическое пособие с практикумом): Учеб-мет. пособие /авт-сост. А.В. Башкирева /под ред. Т.В. Башкиревой. ОГБУ ДПО «Рязанский институт развития образования, Рязань, 2018.
  7. Психология физического воспитания и спорта [Текст] : учебно-методическое пособие / [авт.-сост. А. В. Башкирева]; РГУ им. С. А. Есенина. — Рязань : РГУ, 2018. — 116 с. — Библиогр.: с. 109-113. — ISBN 978-5-906987-36-5 : 137-22.
  8. Сидоренко Т.А., Тамбовский А.Н, Сейранов С.Г., Калашников А.В. Применение комплексных методов повышения работоспособности и функциональных показателей спортсменов внетренировочными (физиотерапевтическими)  средствами воздействия в скоростно-силовых видах спорта в годичном цикле подготовки: методические рекомендации //  Т.А. Сидоренко, А.Н. Тамбовский, С.Г. Сейранов, А.В. Калашников. — Малаховка : – МГАФК. — 2017. — 49 с.
  9. Ериков В.М., Никулин А.А, Иванникова Т.В. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья: учебное пособие / В.М. Ериков, А.А. Никулин, Т.В. Иванникова; РГУ имени С.А. Есенина. – Рязань, 2016. – 192 с.
  10. Основы школьной гигиены и гигиены физического воспитания: самостоятельная работа студентов: методические рекомендации / сост. Н.В. Срослова ; Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина. – Рязань, 2016. – 80 с.
  11. Ериков В.М. Никулин А.А. Адаптивная физическая культура: Краткий словарь терминов:  учебное пособие // В.М. Ериков, А.А. Никулин. — РГУ имени С.А. Есенина.- Рязань, 2015. — 200с.

 

Научные труды

  1. Башкирева А.В., Башкирева Т.В., Красикова Ю.Ю., Алёшина В. Ю. Проблемы формирования социального опыта у курсантов военных образовательных организаций как профессионально значимой компетенции // Психолого-педагогический поиск. — 2019 – №1 (49). – С. 135-139
  2. Башкирева А.В. Здоровье спортсменов: биоритмологический подход: моногр./А.В. Башкирева; Ряз.гос.ун-т имени С.А. Есенина.- Рязань, 2018.- 116 с.
  3. Башкирева А.В., Морозов А., Башкирева Т.В. Peculiarities of Dissinchrony in the Intellectually Gifted 7-Year-Old Children (Особенности диссинхронии у интеллектуально одарённых детей 7 лет) //Atlantis Press Proceedings of the International Conference on the Development of Education in Russia and the CIS Member States (ICEDER 2018 Diciembre) //Advances in Social Science Education and Humanities Research 2019, Diciembre, Т: 288 Р.: 92-96.
  4. Башкирева А.В. (F. G. Mukhametzyanova Т. V. Bashkireva R. R. Khairutdinov L. M. Mukhtarova)       Influence jf social determinants on develop cognitive needs of given adolescents as education environment subjects: some aspects if the problem (Влияние социальных детерминант на развитие когнитивных потребностей одарённых подростков как субъектов образовательной среды: некоторые аспекты проблемы)// DILEMAS CONTEMPORANEOS-EDUCACION POLITICA Y VALORES. –Año: VI Número: Edición Especial Artículo no.:3 Período: Diciembre 2018., Р.
  5. Башкирева А.В.,Башкирева Т.В. Проблемы формирования социально значимых ценностных ориентаций у одарённых учащихся (глава в монографии) Коллективная Монография /отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2019. – С. 87-96
  6. Ериков В.М., Никулин А.А. Вопросы преподавания основ здорового образа жизни на факультете физической культуры и спорта // Физическая культура, спорт и здоровье в современном мире: материалы межрегиональной научно-практической конференции (Рязань, 21-22 марта 2019 г.) / Москва: РУСНАЙТ, 2019. – С.37-42.
  7. Ериков В. М., Никулин А. А.,  Белокурский В. А. Использование подвижных игр в системе адаптивной физической культуры у учащихся с нарушениями слуховой сенсорной системы // Современные технологии в физическом воспитании и спорте: Материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Под ред. А. Ю. Фролова.– Тула: ТППО, 2018.– С.331 — 334.
  8. Ериков В.М., Никулин А.А., Строкина Е.В. Здоровье в жизни человек // Физическая культура, спорт и здоровье в современном мире: материалы межрегиональной научно-практической конференции (Рязань, 21-22 марта 2019 г.)/ кол. авторов.- Москва: РУСНАЙТ, 2019. – С. 219-225.
  9. Ериков В.М., Никулин А.А.,  Иванникова Т.В. Преддипломная практика студентов факультета физической культуры и спорта // Информационно-образовательное и воспитательные стратегии в современной психологии и педагогике : сборник статей Международной научно-практической конференции (1 июня  2018 г., Челябинск -Уфа: АЭТЕРНА,2018.-с.102-105
  10. Измалкова Г. Г. Особенности и преемственность преподавания медико-биологических дисциплин у студентов факультета физической культуры и спорта Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина // Современные тенденции развития образования: компетенции, технологии, кадры : Сборник материалов научно-методической конференции. Рязань, С. 205-207.
  11. Измалкова Г. Г. К вопросу о преддипломной подготовке бакалавров, имеющих высшее военное образование, на базе факультета физической культуры и спорта Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина // Современные тенденции развития образования: компетенции, технологии, кадры :сборник материалов научно-методической конференции. Рязань, 2019. С. 207-209.
  12. Сидоренко Т.А. Методика повышения подвижности голеностопного сустава спортсмена лыжника // ХХХLX научная конференция студентов с участием магистров академии : тезисы докладов научной конференции : Малаховка, МГАФК. 2019. С. 229-234.
  13. Сидоренко Т.А. Применение внетренировочных средств для коррекции работоспособности спортсменов высокой квалификации циклических видов спорта // III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Современные проблемы физического воспитания и спорта, безопасности жизнедеятельности в системе образования». Ульяновск. УлГПУ. 2019. С. 310-314.
  14. Сидоренко Т.А., Лысов П.К., Елевич С.Н., Горбунов Н.А. Результаты пилотажного исследования применения внетренировочного средства в процессе подготовки борцов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 1 (167). с. 273-277.
  15. Сидоренко Т.А., Тихомиров А.К., Шамардин А.И., Челик Н.М., Кадир Б.Н. Значения функциональных показателей турецких и российских студентов, занимающихся игровыми видами спорта // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 3 (169). с. 310-314.
  16. Сидоренко Т.А., Тамбовский А.Н., Кадир Б.Н., Тихомиров А.К., Челик Н.М. Функциональные показатели студентов турецкого вуза // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 3 (169). с. 343-346.
  17. Сидоренко Т.А.,Тамбовский А.Н., Сейранов С.Г., К проблеме использования последствий применения восстановительных средств в спорте // Ценности, традиции и новации современного спорта: Материалы Международного научного конгресса. Учреждение образования «Белорусский государственный университет физической культуры». 2018. С. 220-222.
  18. Срослова Н. В., Левин П. В. Организация занятий оздоровительной физической культурой у лиц среднего и пожилого возраста // Векторы развития системы профессионального образования в свете утверждения государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» : сб. материалов науч.- метод. конф. (Рязань, 29–30 марта 2018 г.). – Рязань : Академия ФСИН России, 2018. – С.264-268.
  19. Срослова Н.В. Физическая культура в системе инклюзивного образования: Современные тенденции развития образования: компетенции, технологии, кадры. Сборник материалов научно-методической конференции : Рязань, 2019. С. 254-259.
  20. Срослова Н.В., Гурский А.В. Приоритетные направления и перспективы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации // Современные тенденции развития образования: компетенции, технологии, кадры : сборник материалов научно-методической конференции : Рязань, 2019. С. 260-263

Учебно-методические рекомендации

  • Пунякин А.К., Ериков В.М., Левин П.В., Рыжкина И.А. Техника и методика обучения толканию ядра.
  • Левин П.В., Пунякин А.К., Ериков В.М. Основы методики обучения в прыжковых видах легкой атлетики.