Адрес: 390000, г. Рязань, ул. Полонского, д. 18,
учебный корпус №4, ауд. 9 (деканат)
Тел.: 8 (4912) 25-52-60, 97-15-89, 97-15-15 доб. 4000

E-mail: l.baykova@365.rsu.edu.ru

График работы деканата:

• пн, вт, пт:  9.00 – 15.00
• ср,чт: 12.00-20.00
• сб, вс — выходной

 

baikova

Директор института – Лариса Анатольевна Байкова (l.baykova@365.rsu.edu.ru), доктор педагогических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования, действительный член Международной академии наук педагогического образования, действительный член Академии педагогических и социальных наук, член Международной академии гуманизации образования (МАГО, Германия). Награждена почетным знаком «За заслуги перед Рязанской областью», присвоено почетное звание «Почетный работник науки и промышленности Рязанской области», Почетной грамотой Рязанской областной Думы, Почетным Знаком РГУ имени С.А. Есенина «За вклад в развитие университета». Развивает научную школу гуманизации образования. Направления научной деятельности: гуманистическая психология и педагогика, психология здоровья, социальное здоровье, методология педагогики и психологии. Имеет более 250 публикаций, в том числе 5 монографий, более десятка учебных пособий. Осуществляет руководство аспирантами и соискателями по направлению 44.06.01 Образование и педагогические науки,  направленность (профиль) Общая педагогика, история педагогики и образования. Более 20 аспирантов успешно защитили кандидатские диссертации.  Является руководителем  магистерской программы «Психология образования» по направлению «Психолого-педагогическое образование». В 2014-2016 гг. года являлась  координатором совместного европейского проекта TEMPUS IV543873-TEMPUS–1–2013–1–DE–TEMPUS–JPCR  «Подготовка педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями». Одним из результатов осуществления данного проекта  стала магистерская программа 44.04.01 «Педагогическое образование» направленность «Образовательный менеджмент в гетерогенных организациях», набор на которую начался в 2016 году.

 

Заместитель директора по учебной работе – Дементьева Маргарита Николаевна, доцент, кандидат педагогических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

Заместитель директора по воспитательной работе – Алентикова Светлана Алексеевна, доцент, кандидат педагогических наук

 

 

 

 

 

 

Институт психологии, педагогики и социальной работы создан 1 сентября 2008 года как образовательно-научное подразделение РГУ имени С.А. Есенина. В состав Института вошли кафедры факультета педагогики и психологии и общеуниверситетская кафедра психологии. В ИППСР работают высококвалифицированные кадры (85% преподавателей составляют кандидаты и доктора наук).

Цель Института – интеграция научного и образовательного потенциала кафедр в повышении качества подготовки компетентных профессионалов в системе трехуровневого высшего образования.

Институт решает актуальные задачи, развивая традиции факультета педагогики и психологии, созданного в 1976 году и осуществлявшего подготовку специалистов по начальной и дошкольной педагогике. Затем были открыты новые специальности«Психология», «Олигофренопедагогика», «Логопедия»,  «Социальная педагогика», «Педагогика и психология». За время существования факультета на очном и заочном отделениях подготовлено более 10 тысяч специалистов для системы образования.

ИППСР продолжает подготовку специалистов для современной системы образования: воспитателей детских садов, учителей начальной школы, педагогов-психологов, педагогов-логопедов, социальных педагогов, социальных работников, психологов. Кафедры института участвуют в профессиональной подготовке учителей общеобразовательной школы по всем специальностям, а также преподавателей для колледжей, средних специальных учебных заведений и вузов.

Институт осуществляет набор абитуриентов по 6 направлениям и 8 профилям подготовки бакалавров, а также по 6 направлениям подготовки магистратуры.

 

Направления подготовки:

БАКАЛАВРИАТ

  • 44.03.01 «Педагогическое образование», профили: «Дошкольное образование», «Начальное образование»
  • 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», профили: «Дошкольное образование и физическая культура», «Начальное образование и английский язык»;
  • 39.03.02 «Социальная работа», профиль «Психосоциальная работа с населением»
  • 37.03.01 «Психология», профиль «Психология»
  • 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования»
  • 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование»,профиль «Логопедия»

МАГИСТРАТУРА

  • 37.04.01 «Психология» направленность «Психология личности» (научный руководитель – Наталья Александровна Фомина, доктор психологических наук, профессор)
  • 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» направленность «Психология образования» (научный руководитель – Лариса Анатольевна Байкова, доктор педагогических наук, профессор).
  • 44.04.01 «Педагогическое образование» направленность «Дошкольное образование» (научный руководитель – Алексей Алексеевич Романов, доктор педагогических наук, профессор).
  • 44.04.01 «Педагогическое образование» направленность «Языковое и литературное образование школьника» (научный руководитель  — Елена Святославовна Богданова, доцент, кандидат педагогических наук)
  • 44.04.01 «Педагогическое образование» направленность «Образовательный менеджмент в гетерогенных организациях» (научный руководитель – Маргарита Николаевна Дементьева, доцент, кандидат педагогических наук)
  • 39.04.02 «Социальная работа» направленность «Социально-психологические технологии работы с населением» (научный руководитель – Анатолий Николаевич Сухов, доктор психологических наук, профессор).

АСПИРАНТУРА

  • 44.06.01. Образование и педагогические науки, направленность Общая педагогика, история педагогики и образования при кафедре педагогики и педагогического образования (научные руководители: профессор А.А. Романов, профессор Л.А. Байкова, профессор Л.К. Гребенкина, профессор О.В. Еремкина, профессор Н.В. Мартишина,  профессор А.А. Петренко).
  • 37.06.01. Психологические науки, направленность  Общая психология, психология личности, история  психологии при кафедре психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики (научный  руководитель: профессор Н.А. Фомина).

Ежегодно проходит 2-3 успешные защиты кандидатских диссертаций. Специалисты высшей квалификации, подготовленные в аспирантуре института, работают во многих вузах и школах Рязани, Москвы и других городов России.

КАФЕДРЫ ИНСТИТУТА

С 2012 года в ИППСР функционирует малое инновационное предприятие ООО «Перспектива плюс» (директор — профессор Байкова Л.А.), деятельность которого связана с осуществлением научных исследований и разработок, а также социальных и психологических услуг.

Основная научная междисциплинарная тема исследований: «Социальное и психологическое здоровье субъектов образовательного процесса и производственной деятельности». Научные разработки помогают совершенствовать образовательный процесс. В частности, на основе результатов научных исследований, осуществленных учеными института, разработаны магистерские программы «Психология личности» по направлению «Психология», «Психология образования» по направлению «Психолого-педагогическое образование».

В Институте сложились научные школы:

 

Приоритетным направлением воспитательной работы в институте является реализация стратегий воспитательной деятельности в образовательном  пространстве университета, города и региона.

Цель — стимулирование личностного и профессионального самоопределения первокурсников, развитие корпоративной культуры у студентов старших курсов института в контексте общечеловеческих ценностей,  формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов.

Поставленная цель достигается решением ряда задач и разными формами.

Деятельность в институте психологии, педагогики и социальной работы направлена на духовно-нравственное, социальное, гражданско-патриотическое, научно-познавательное, спортивно-оздоровительное воспитание молодежи, а также  ориентировано на развитие студенческой самостоятельности и инициативности, на сохранение традиций института, университета и на создание новых.

Социальное направление воспитательной работы предполагает общественно-полезную деятельность и реализуется в Институте поддержкой и развитием волонтерского движения, что созвучно приоритетному направлению государственной молодёжной политики в Российской Федерации на период до 2025 года.

В институте работают 5 волонтерских отрядов, деятельность которых способствует  формированию у студентов гражданской позиции, профессиональных навыков, прививает  культуру и общечеловеческие ценности.

Волонтерский отряд «СВОИ» работает с 2002 года.

Руководитель отряда – Архарова Людмила Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогического образования.

Командир отряда: Абрамчева Екатерина, студентка учебной группы 4503, направление подготовки «Начальное образование и английский язык».

Направление деятельности отряда: пропаганда ЗОЖ, работа с детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (курируют Солотчинскую школу-интернат), работа  с пожилыми людьми в Рязанском геронтологическом центре им. П.А. Мальшина, обучение волонтерской деятельности.

Ежегодно принимает участие в университетском этапе областного конкурса волонтерских отрядов «Марафон добрых дел».

Волонтерский отряд «Данко» работает с 2012 года.

Руководитель отряда: Мухина Оксана Дмитриевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной психологии и социальной работы.

Командир отряда: Лебедева Наталья, студентка направления подготовки «Социальная работа».

Направление деятельности — активизация потенциала студентов в различных видах социально-педагогической деятельности: работа с социально незащищенными слоями населения, являющиеся клиентами социальных служб.

Студенческий отряд волонтеров «Милосердие» начал свою деятельность с 2013 года.

Руководитель отряда — Исаева Ирина Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии.

Командир отряда: Жирихова Екатерина, студентка направления подготовки «Психология».

 Направление деятельности отряда: оказание поддержки людям в трудной жизненной ситуации или с ограниченными возможностями здоровья.

Награды:

1) II место в номинации «Командный игрок » университетского этапа областного конкурса волонтерских отрядов «Марафон добрых дел – 2017»;

2) III место в номинации «Лучший социальный проект» университетского этапа областного конкурса волонтерских отрядов «Марафон добрых дел – 2017»;

3) I место заняла Ясенкова Наталья в областном этапе всероссийского конкурса «Марафон добрых дел 2017» в номинации «Доброволец года» по направлению «Социальное волонтерство».

Волонтерский отряд «Радуга» начал свою деятельность с 2016 г.

Руководитель отряда: Власова Лариса Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент.

Командир отряда:  Ильина Ксения, студентка учебной группы 4717, направление подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».

Направление деятельности: оказание психолого-педагогической помощи и организация мероприятий для детей и их родственников, проходящих лечение и реабилитацию в отделении химиотерапии онкологических и гематологических больных областной детской клинической больницы имени Н.В.Дмитриевой.

Награды

1) I место в конкурсе студенческих идей и проектов «Моя инициатива — региону» в номинации «Роль РГУ имени С.А. Есенина в развитии региональной системы образования»;

2) II место проект «Акция добра»  в конкурсе «Моя инициатива — региону»;

3) Благодарность  Ксении Ильиной   от депутата ГД ФС РФ Андрея Леонидовича Краснова за вклад в развитие добровольческого движения в регионе (2017 г.)

4) II место в ежегодном областном конкурсе проектов и программ для молодежи в номинации «Добровольчество», проект «Праздник красок» (2018 г.)

Студенты института психологии, педагогики и социальной работы принимают активное участие в деятельности волонтерского отряда «Портаж»,  созданным научно-образовательным центром практической психологии в 2006 г.

Руководитель отряда: Самарина Эльвира Владимировна, кандидат психологических наук, директор НОЦ практической психологии.

Командир отряда: Радеева Ирина, студентка учебной группы 4507, направление подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».

Направление деятельности: социальный патронат семей, имеющих детей-инвалидов.

Награды:

В 2016 г. волонтерский отряд «Портаж»  признан лучшим отрядом Рязанской области.

Студенты института психологии, педагогики и социальной работы активно принимают участие в научно-познавательной деятельности, являются участниками круглых столов, симпозиумов, конференций, проводимые в   РГУ имени С.А. Есенина, других университетах региона и страны.

Более 10 лет ежегодно кафедрой гуманитарных и естественнонаучных дисциплин проводится Международная  научно-практическая конференция студентов, магистрантов и молодых ученых «Единое образовательное пространство как фактор формирования и воспитания личности», где студенты выступают организаторами и участниками, приобретают первых научной опыт.

Спортивно-оздоровительное направление воспитательной работы реализуется различными формами: пропагандой  здорового образа жизни, участием в спортивных мероприятиях, а также работой по профилактике  асоциального поведения.

Ежегодно кафедрой общей психологии проводятся  волонтерские акции  «Нет наркотикам!», «Нет курению!», «Цени свою жизнь!», «Стоп-Спид», «Лето без табачного дыма», «Тропа здоровья» , мероприятия по профилактике девиантного поведения, лекции, семинары, круглые столы с участием специалистов г. Рязани по вопросам здорового образа жизни.

Лекцию по профилактике наркомании читает ведущий психотерапевт, нарколог Новиков Сергей Андреевич

Круглый стол «Думай о будущем» с участием волонтеров  института психологии, педагогики и социальной работы и РГМУ имени академика И.П. Павлова.

В 2017 г. студенты института психологии, педагогики и социальной работы  заняли  I  место в спартакиаде  РГУ имени С.А. Есенина

 

Студентка магистратуры Буданова Виктория  заняла  I место среди девушек РГУ имени С.А. Есенина во Всероссийской массовой лыжной гонке  «Лыжня России» в 2019 году.

В чемпионате по чирлидингу студенты института с 2014 по 2016 гг. были абсолютными победителями,  в 2017 г. заняли II место.

 

Гражданско-патриотическое направление воспитания молодежи реализуется организацией и участием в мероприятиях по формированию активной гражданской позиции в духе патриотизма и уважения к истории и культуры родного края и страны.
В институте сложилась традиция в дни празднования Победы в Великой отечественной войне проводить Встречу с ветеранами ( организатор — кафедра психологии личности, специальной психологии и коррекционной работы). Студенческий актив института организует мероприятие «Великая победа» с участием курсантов РВВДКУ имени генерала армии В.Ф. Маргелова.

В региональном этапе Всероссийского квеста «За мной Россия» победила команда ИППСР (2017 г.)

Духовно-нравственное и художественно-эстетическое направления воспитания студентов занимают важное место в деятельности института и реализуется в тесном сотрудничестве с музеями, театрами региона.

С 2008 года  ежегодно в Рязанском областном художественном музее им. И.П. Пожалостина институт совместно со студией «Белый Балъ» и с участием курсантов РВВДКУ имени генерала армии В.Ф. Маргелова проводит  Зимний бал. Знакомство с историческим танцем позволяет ощутить дух той эпохи, почувствовать красоту и гармонию, женственность  и мужественность,  элегантность и галантность.

В 2016-2017 учебном году институт отмечал свое 40-летие рядом интересных мероприятий, главным из которых был торжественный концерт с участием гостей, выпускников, представителей других образовательных учреждений, с кем тесно сотрудничает институт.

В институте прекрасные условия для саморазвития молодежи, а также для формирования разносторонне развитой личности. Регулярно проводятся  экскурсионные поездки в  музеи, театры, паломнические места региона и страны. Это Константиново, Пощупово, Гусь-Железный, а также  Москва, Муром, Сергиев Посад, Царицыно.

Студенты института активно и успешно участвуют в общественной жизни университета и города.  Мы гордимся их достижениями и победами.

Васильев Никита —  Мистер РГУ 2016.

Волков Михаил— II Вице-мистер РГУ 2017.

Семенова Людмила – I Вице-мисс РГУ 2016

Солоненко Оксана  —  Мисс РГУ 2017 и Вице-мисс студенчества г. Рязани 2017.

 

Доцент Ивкина Тамара Владимировна и Солоненко Ксения— победители гран-при в конкурсе «Две звезды».

Погребняк Надежда – студент года 2016.

Шумаева Екатерина— победительница в номинации «Педагогический дебют»  конкурса студент года 2017.

Группа 4613 признана лучшей академической группой  2017 г.

Успехи студентов – это этап в их самореализации и ориентир на дальнейшее развитие. «Беспредельная надежда и энтузиазм — главное богатство молодежи», — утверждал Рабиндранат Тагор.  Поэтому в институте работа с молодежью выстраивается  с учетом этих ресурсов.

 

20 ноября 2018 года Уполномоченным по правам человека в Рязанской области Натальей Леонидовной Епихиной в рамках декады прав человека, посвященной празднованию 25-летия Конституции Российской Федерации и 70-летия Всеобщей декларации прав человека, проведен семинар-совещание «Обеспечение безопасности детей, подростков и молодежи в Интернет-пространстве».

С приветственным словом выступили Уполномоченный по правам человека в Рязанской области Наталья Леонидовна Епихина, начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области Олег Владимирович Севостьянов, начальник управления образования и молодежной политики города Рязани Алексей Александрович Зимин, заместитель начальника Академии ФСИН России, полковник внутренней службы Дмитрий Валериевич Харюшин, представитель Рязанской епархии – протоиерей отец Арсений (Вилков).

Цель проведения семинара – выявление проблем в области обеспечения безопасности детей, подростков и молодежи в Интернет-пространстве и путей их решения.

Кандидат психологических наук, доцент Татьяна Михайловна Беспалова выступила на мероприятии с докладом «Психологические и лингвистические маркеры антивитальных тенденций поведения подростков, общающихся в социальных сетях».

Также на семинаре-совещании выступили с докладами и методическими рекомендациями, применяемыми на практике, ученые, педагоги,  социальные работники и представители организаций. Практические психологи и педагоги предложили методы борьбы с преступлениями в отношении детей, подростков и молодежи, связанными с использованием ими сети «Интернет». 

Также были представлены способы выявления предрасположенности молодежи и рисков их склонения к использованию запрещенной информации, размещенной в сети «Интернет».

 

22 ноября 2018 года команда магистрантов профиля «Психология личности» «РАДУГА» (научный руководитель – доцент Лариса Анатольевна Власова) заняла III место в Олимпиаде по психологии для студентов «ПсихоЛогос», проводимой ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет» совместно с Министерством образования Московской области.

Целью Олимпиады являлось повышение профессиональной психолого-педагогической компетенции студентов, содействие в реализации их творческого потенциала, рост престижа службы практической психологии в системе образования.

Олимпиада включала в себя прохождение нескольких туров. По итогам первого (индивидуального)  тура – эссе  на тему «Конфликт как подарок» – член команды «РАДУГА» Анастасия Меркулова заняла III место. Эссе оценивалось по следующим критериям: наличие/отсутствие примеров, подтверждающих мысли участника; логичность и грамотность изложения; подтверждение своих аргументов цитатами из книг, статей и др.; уместное и грамотное использование психологических терминов; творческий характер анализа; наличие авторской позиции, выраженного собственного мнения.

Второй (командный) тур включал в себя участие команды и проходил в несколько этапов: визитная карточка команды; презентация команды на тему «Конфликт как подарок»; командная викторина.

Презентация команды оценивалась по нескольким параметрам: соответствие теме; глубина раскрытия темы; подтверждение своих идей примерами из жизни или данными психологических экспериментов; уместное использование психолого-педагогических терминов; логичность, грамотность представления; артистизм; сочетание технологичности и эстетичности в презентации (соблюдение законов восприятия; читаемость текста; сбалансированность информации; цветовые сочетания, размер шрифта, соответствие иллюстраций и текста).

Диплом

Итоги конкурса подводило жюри, председателем которого являлась доктор психологических наук, профессор Регина Вячеславовна Ершова.

Олимпиада была направлена на личностное, личностно-профессиональное развитие студентов, формирование и развитие компетенций, предусмотренных профессиональным стандартом педагога и психолога.